№ 1
08.07.2014

скачать pdf
№1 2014


архив pdf

Автоподиум
Наши проекты
Наши издания
Наши Партнеры
 
в № 1 от 08.07.2014
Выскажите свое мнение! Версия для печати Информация об авторе

Что важнее: бензин или дороги?

Когда нет рыночных предпосылок для роста цен на бензин, правительство пытается создать их законодательными инициативами.


К 1 июля Минтранс РФ должен был подготовить Правительству РФ предложения по удвоению до 2022 года объемов дорожного строительства. Среди них будут и предложения по увеличению акцизов на бензин. 

Озабоченность правительства дорогами вызвана «майскими указами» президента Путина удвоить темпы строительства дорог за период с 2013 по 2022 годы.

 Как рассказал на пресс-конференции 20 июня во время выставки в Шанхае Transport Logistic China-2014 министр транспорта Максим Соколов, которого цитируют электронные СМИ, «федеральные дороги финансируются на 100%, а региональные недостаточно».

«Не хватает объемов региональных дорожных фондов, не хватает акцизов, а некоторые субъекты, как я с удивлением узнал, используют собираемые средства не по назначению… Я думаю, что здесь правительству надо будет принимать соответствующие решения, что важнее: цена на бензин или качественные дороги.

Потому что одним из источников пополнения дорожных фондов, как нам видится, является увеличение акцизов на различные виды топлива».

А 2 июля на «правительственном часе» в Госдуме депутаты фактически поддержали предложение Минтранса об акцизах. В частности, первый заместитель председателя комитета по транспорту Виталий Ефимов, депутат от «Единой России», вспомнил о принятом в 2008 году ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельность в РФ»: «приняли положение, по которому транспортники согласились ежегодно на один рубль добавлять акцизы на моторное топливо на строительство дорог.

Два года прибавляли, а теперь пошли на поводу у нефтяников и не прибавляем — отдали в их прибыли. А цены на топливо ежегодно растут не на рубль, а на 3–5 рублей» (цит. по duma-er.ru). И предложил правительству выполнить постановление ФЗ.

Между тем сама проблема наполнения дорожных фондов действительно зародилась шесть лет назад, когда было принято решение о переходе на новые экологические стандарты — с 2009 года Россия должна была отказаться от бензина стандарта «Евро-2».

Но этого не произошло, потому что нефтяные компании оказались «не готовы». В итоге запрет перенесли на два года, потом — еще на два, но это мало что изменило. Заставить компании провести модернизацию производства, чтобы выпускать более качественное топливо, помогли не запреты, а снижение с 1 июля 2012 года акцизов на класс «Евро-5» на 24,6% и повышение его на «Евро-3» — чем ниже класс, тем выше налог.

Экономя на акцизах, бизнес среагировал быстро, в частности, компания «Лукойл» отчиталась о переходе на «Евро-5» уже летом 2012 года. А к этому оказалось не готово уже государство, поскольку налоговые поступления упали быстрее, чем планировалось.

При этом в перспективе проблема дорожных фондов, которые наполняются за счет акцизов, могла только усугубляться, поскольку и «Евро-3», от которого идет большая часть собираемых денег, тоже предстояло запретить.

 Поэтому правительство уже в 2012 году стало «отыгрывать назад», говоря о выравнивании акцизов. В итоге было принято решение о постепенном росте ставок до 2016 года.

Тем не менее, главный результат временного снижения акцизов был достигнут: нефтеперерабатывающие заводы перешли на «Евро-5». Как в конце июня отчитался на XXI Мировом нефтяном конгрессе генеральный директор «Газпром экспорт» Александр Медведев, «Россия перешла на производство современного топлива с низким содержанием примесей по стандарту «Евро-5».

По мере обновления автопарка российские НПЗ будут развивать свои производства и полностью соответствовать новым стандартам».

Обязательства нефтяных компаний по модернизации НПЗ закреплены в четырехсторонних соглашениях с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом, в которых установлены сроки и условия модернизации, сообщается на rupec.ru. Обратного пути нет, а значит, акцизы теперь можно повышать еще больше, как это предлагает Минтранс. 

В связи с возможным ростом цен на бензин и ДТ из‑за проблем дорожных фондов интересной выглядит инициатива Минэнерго об отмене транспортного налога для газовых автомобилей.

 Сейчас Россия, газовая страна, по использованию газомоторного топлива находится на 20-м месте в мире. По мысли чиновников, льготы для владельцев таких машин помогут увеличить их количество к 2030 году в 25 раз.

Пока один из главных аргументов сторонников перехода на газ в том, что газ в два раза дешевле бензина. Однако противники справедливо опасаются, что если все будут переходить на газ, то с ростом спроса вырастет и цена.

А если инициатива Минэнерго все-таки будет принята, то с большой вероятностью повторится бензиновый сценарий с утеканием денег из дорожных фондов, поскольку транспортный налог — еще один источник их наполнения после акцизов.

 Кстати идея отмены транспортного налога для всех автомобилей провалилась осенью 2012 года как раз по причине недостатка средств в региональных дорожных фондах. 

Поэтому в заданной логике рост цен на бензин и стимулы для газовых автомобилей сделают последние привлекательнее в глазах потребителя. Но при массовом переходе на газ, как того хочет правительство, закончится все как всегда — ростом акцизов. Теперь уже на газ.
Рейтинг статьи: еще не голосовали

Оцените статью: 5 4 3 2 1

Текст прочитан 39156 раз.


МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ
Выразить мнение
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:

Введите цифровой код безопасности (Обновить код)
Дорогие читатели, огромная просьба - соблюдайте чистоту и порядок в общении друг с другом!
Статистика
Яндекс цитирования NN counter top100 Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Архив №1
с 7 ноября 2005
Архив №2
ЛогинПароль

Вход

© 1997 — 2011 ООО "Издательство "Биржа"

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна.