№ 6
13.02.2008

Наши издания
Наши Партнеры
 
в № 6 от 13.02.2008
Выскажите свое мнение! Версия для печати Информация об авторе

Живой Журнал денег не приносит

Полтора года назад, в октябре 2006 года, медиакомпания СУП, созданная финансистом Александром МАМУТОМ и медиаменеджером Эндрю ПОЛСОНОМ, выкупила право на управление кириллическим сегментом (Россия, Украина, Монголия) крупнейшего в мире блогового сервиса "Lifejournal" ("Живой Журнал", ЖЖ). Зачем олигарху, а Мамута причисляют к не слишком многочисленному отряду богатейших людей России, ЖЖ, не приносящий пока реальных денег? И чем, на его взгляд, является ЖЖ - игрушкой для бездельников или востребованной интеллектуальной площадкой для состоявшихся людей? Вот что думает по этому поводу Александр Мамут.



Не отставая от жизни

— Что такое для меня телекоммуникация как отрасль? У меня есть ощущение, что эта отрасль именно преобразует мир, действительность. В этой истории есть глубина, много пространства, поэтому мне это интересно.

Наверное, кто-то помнит, как мы работали в 1988 году: писали письмо, посылали его по почте, оно шло несколько дней, столько же на него отвечали. За это время можно было забыть о содержании письма. А сейчас идет обмен SMS-сообщениями, и через 3 минуты вопрос закрыт. Не за 3 недели, а за 3 минуты! Это телекоммуникации так развиваются и меняют нас: мы принимаем решения с другой скоростью и получаем другое количество информации, в том числе и из интернета — когда весь мир у наших глаз.

В интернете можно развлечься, поиграть, узнать что-то новое, обучиться. Но для меня очень важно, что в интернете не скучно и можно не отстать от жизни — вы все время в ногу со временем. И мне очень понравился “Lifejournal” — сосредоточение большого количества пишущих, интересных и ярких людей, которых интересно читать. ЖЖ не столько для тех, кто хочет писать, хотя их там полмиллиона человек, он и для тех семи миллионов, которые читают его каждый месяц.

Я читаю ЖЖ почти ежедневно. Это очень интересно. Прикольно. Причем если не читал несколько дней, есть страх отстать немножко от жизни. А если ты чувствуешь, что понимаешь “передний край” происходящих в обществе процессов, то это, прежде всего, то, что находит отражение в интернете, — это язык, это стилистика, это общение, это темы.

50 тысяч корреспондентов

— То, что делает СУП — компания, получившая лицензию на управление русскоязычным сегментом ЖЖ, — это попытка создать медиа нового типа. Во-первых, медиаконтент создается непосредственно пользователями. Причем пользователи не те, которые пишут “прикольно было вчера” и ответ “да”, а идет содержательная история, какая-нибудь дискуссия. Но при этом медиа не снобистское, а вполне демократичное. Написал человек текст, который вас заинтересовал, вы ему отвечаете: “Какие у вас планы на вечер?” или “Вы где путешествуете обычно? Хотелось бы узнать о ваших музыкальных пристрастиях”. Почему захотелось? Потому что я прочитал ваш текст, потому что я увидел ваши фотографии — не вашу фотографию, а ваши фотографии, фоторепортаж. Я заинтересовался вами и написал — может, не столько вами, сколько вашей точкой зрения. Когда вы прочтете, например, “Газету.ру” или “Полит.ру”, текст в интернете, вы же не можете вот так к автору обратиться. Коменты есть, да. Написал, условно говоря, Панюшкин текст, но вы ему не напишите: “Панюшкин, а что сегодня вечером?”. Или Наталье Геворкян: “А что сегодня вечером?” Не напишешь так. А если напишешь, то они не ответят. Потому что это не совсем их миссия, не совсем их функционал, не совсем их образ СМИ. А в ЖЖ можно. И мне это нравится.

Мы сделаем отдельную историю, навигацию — что интересного происходит в ЖЖ, посмотрим, что из этого получится. ЖЖ — проект, который не претендует на какую-то универсальность типа “Одноклассников”. Есть люди, которые не выходят в большой интернет, они находятся в ЖЖ и из него не выходят. Если им нужно узнать, сколько весит средний пингвин, например, они не пытаются зайти в “Яндекс”, чтобы увидеть большое количество контекстного мусора, который вываливается на 20 страницах. Кто-то из ЖЖ пришлет им эту информацию. Но навигация в этом пространстве необходима. В ЖЖ существует порядка 70—80 тысяч сообществ — есть сообщество любителей книги, любителей звука, есть люди, которые пишут про рекламу. Мы будем помогать им стратифицироваться, то есть делать вертикали. Самое интересное, что в ЖЖ пишут обо всем — про кино, про книжки, про театр, про деньги, про недвижимость, про автомобили, потому что всех интересуют разные истории. Я бы хотел делать навигацию

Я бы хотел это делать вместе с профессиональными медийными коллективами, которые будут модерировать, управлять процессом сбора и создания таких ресурсов ЖЖ. Допустим, то, что пишут люди про автомобили, собирал бы вместе и структурировал профессиональный журналист, который занимается темой автомобилей. Он не пишет ничего, а собирает и расставляет то обилие материала, которое пишут пользователи ЖЖ. Получается, что у вас есть саморазвивающееся, саморегулируемое СМИ, в котором работает 50 тысяч журналистов, которые пишут очень яркие тексты.

Коммерческая ценность блогосферы

— Действительно, никто пока не научился зарабатывать на блогосфере. Хотя она, думаю, представляет из себя, прежде всего, коммерческую ценность. Это объем качественного трафика. Такого количество содержательных, состоявшихся, в том числе в материальном смысле, людей, нежели в ЖЖ, нет ни в одном русском ресурсе — это “Гэллап” замерял. Каждый пятый в ЖЖ — руководитель.

Дело недалекого будущего заключается в следующем. Нет сайтов — есть тематики. Если рекламодатели, а это основной на сегодняшний день источник заработка в интернете, интересуются аудиторией, которая может рассматривать для себя возможность покупки, к примеру, автомобиля, то эта аудитория находится не на двух сайтах, а на 7 тысячах сайтов. И нужно создавать такой двигатель, который может продавать рекламу одновременно во все 7 тысяч мест. Нет одного сайта, где, размещая рекламу, ты добьешься успеха. Потому что аудитории, равно как и тематики, распылены.

Блогосфера — это огромное количество аудитории. Если ты ее изучаешь, если у тебя есть возможность понять, где есть кто, то ты можешь что-то предложить, хотя это дело будущего, даже не завтрашнего дня. Никто не знает, как можно заработать на социальных сетях, но все понимают, что это собранное в одном месте огромное количество людей. “Face Book” или “My Space” говорят: “Мы научились делать движки, которые умеют анализировать профиль нашей аудитории по ста параметрам. Мы можем их разложить на тысячи категорий”. Я не очень себе представляю точное описание, но это выглядит примерно так: “Молодой человек от 18 до 20 лет, с уровнем достатка таким-то, проживающий там-то, интересующийся тем-то. Вполне возможно, что он собирается купить новую модель смартфона”. Но в ближайшие месяцы или полугодие мы станем свидетелями того, как этот процесс будет реализован в социальных сетях.

Из ЖЖ — в большую литературу

— Думаю, для начинающего автора ЖЖ — это перспективно. Почему Лукьяненко ведет блог? Потому что ему интересны комменты — что говорят, куда двигаться. В ЖЖ большое количество журналистов, литераторов — всегда интересно их мнение получить. Написал текст и выложил — ну, хотя бы друзьям, знакомым, чтобы прокомментировали.

Короткий жанр в ЖЖ хорошо идет. Роман, конечно, выложить трудно. А короткий рассказ, чтобы заметили, — можно.

Вы говорите по-олбански?

В интернете, конечно, складывается определенный язык. Мне кажется, что язык, особенно такой чуткий, как русский, развивается за счет того, что отражает происхоящее в обществе — в том числе интернет-общение. Новый язык, пришедший из форумов, из блогов потом переносится в общение наиболее активных слоев, которые формируют язык, — молодежи. Пожилой человек уже не придумывает новых слов, это дело молодых. В данном случае, я считаю, русский язык интернета (олбанский, как его еще называют) — вещь хорошая. Мне этот язык нравится. Не могу сказать, что я на нем разговариваю, но я его понимаю. Мои дети на нем очень хорошо разговаривают. Я считаю, что он должен развивать, обогащать русский язык. Ворчать по поводу того, что он что-то деформирует, совершенно неправильно. Наоборот, он войдет в общее русло и станет частью. И когда пишут на нем литературу, играют спектакли, мне нравится. Отличаешь, по крайней мере, время, эпоху.

Безусловно, одна из обсуждаемых тем, — цензура в интернете. У Александра Мамута мнение на этот счет вполне определенное: “Я не вижу никаких попыток государства контролировать интернет”.

Ирина ПАНЧЕНКО

Благодарю Клуб региональной журналистики
“Из первых уст” за возможность встречи
с Александром МАМУТОМ
Рейтинг статьи: еще не голосовали

Оцените статью: 5 4 3 2 1

Текст прочитан 5264 раз.


МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ
Выразить мнение
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:

Введите цифровой код безопасности (Обновить код)
Дорогие читатели, огромная просьба - соблюдайте чистоту и порядок в общении друг с другом!
Статистика
Яндекс цитирования NN counter top100 Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Архив №1
с 7 ноября 2005
Архив №2
ЛогинПароль

Вход


© 1997 — 2011 ООО "Издательство "Биржа"

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна.