№ 8
27.02.2008

Наши издания
Наши Партнеры
 
в № 8 от 27.02.2008
Выскажите свое мнение! Версия для печати Информация об авторе

Кому нужен бакалавр?

Переход на двухуровневую систему высшего образования - неотдаленная реальность, а ближайшее будущее российских вузов: она вводится с 1 сентября 2009 года. Совсем скоро далеко не все выпускники вузов будут называться молодыми специалистами.


Большинство, отучившись 3—4 года, получит дипломы бакалавров. Кто-то из бакалавров (предполагается, что около трети) продолжит обучение в магистратуре — это еще два года в вузе.

Если к магистрам, у которых за плечами будет шесть лет обучения в вузе, мы заранее относимся уважительно, к бакалаврам отношение не столь однозначное.

Ответить на вопрос “Кому нужен бакалавр?” “Карьера” попросила Ярослава Кузьминова (на фото), ректора Государственного университета — Высшей школы экономики, где накоплен опыт выпуска и бакалавров, и магистров.

— У нас есть абсолютно конкретный ответ на этот вопрос. Вместе с федеральным Министерством образования мы 6 лет проводим мониторинг образования в России, а последние четыре года опрашиваем и работодателей (причем это массовый опрос) об их отношении к образованию. Задавали работодателям и вопрос о бакалаврах. Ответ такой: 70% опрошенных говорят, что им абсолютно все равно, кто приходит к ним на работу — бакалавр или специалист. Среди остальных 10% не определились, оставшиеся 20% делятся пополам: половина предпочитает специалистов, половина бакалавров. Мотивируют свой ответ тем, что “все равно переучивать”.

У нас по-прежнему господствует фетиш советского понимания образования, что вуз подготовит тебе инженера вот для этого станка. Этого нет давно, как и станка. Сегодня человек, заканчивая вуз, не очень понимает, чем ему в жизни придется заниматься. Поэтому абсолютно нормально, что в России работодатель тратит 20 млрд долларов (половину всего образовательного бюджета страны) на доучивание и переучивание людей, которые пришли к нему на работу. И так будет всегда. Потому что не может система образования попасть точно в то, что нужно работодателю. Поэтому он будет предпочитать того, кто моложе и более способен понять новое, менее зациклен на тех компетенциях, которые в него вдолбили, но которые, возможно, уже устарели. Либо работодатель будет наравне с бакалаврами рассматривать и хорошо обученных, шесть лет отучившихся людей.

Посмотрите: из всех выпускников инженерных факультетов инженерами становятся 30%, остальные — дизайнеры, начальники участков, то есть менеджеры, еще кто-то. Вот если нужен специалист-аналитик, исследователь, конструктор, то его и за 5 лет не выучишь, требуется 7—8 лет. Пример — медики, которые как раз столько и учатся, потому что иначе опасно отдать им в руки жизнь. А инженеру — не опасно! Вот и падают у нас самолеты...

Мне не кажется плодотворной дискуссия об обязательных пяти годах обучения в вузе. Сейчас треть из бакалавров идет в магистратуру. Это как раз те 300 тысяч из примерно миллиона оканчивающих вузы, которые будут развиваться как специалисты по выбранному профилю. Остальные приходят на работу в качестве людей с неопределенной квалификацией. И зачем же обществу, обучая их лишние годы, выкидывать в форточку деньги, которых остро не хватает? Пусть за их подготовку заплатят предприятия — ровно за то, что получат.

Подготовила Ирина ПАНЧЕНКО
Фото предоставлено НФ ГУ—ВШЭ
Рейтинг статьи: (голосов 7)

Оцените статью: 5 4 3 2 1

Текст прочитан 9071 раз.


МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ
Выразить мнение
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:

Введите цифровой код безопасности (Обновить код)
Дорогие читатели, огромная просьба - соблюдайте чистоту и порядок в общении друг с другом!
Статистика
Яндекс цитирования NN counter top100 Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Архив №1
с 7 ноября 2005
Архив №2
ЛогинПароль

Вход


© 1997 — 2011 ООО "Издательство "Биржа"

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна.