№ 22
04.06.2008

Наши издания
Наши Партнеры
 
в № 22 от 04.06.2008
Выскажите свое мнение! Версия для печати Информация об авторе

Все вижу, все слышу, все знаю

Чтобы сдать выпускные и вступительные экзамены на "отлично", нужно мобилизовать все ресурсы своего организма. Главное - знать, какие ресурсы мобилизовывать и как.



Когда я учила историю к вступительным экзаменам, то на стене в своей комнате, рядом со входной дверью, повесила длинный плакат, на который в хронологическом порядке были выписаны все русские цари и генсеки. Под именем каждого стояли две даты — жизни-смерти и годы правления. Практика показала, что запоминать даты и имена проще, если они постоянно “мелькают перед глазами”. Так историю выучила не только я, но и мои домашние. Некоторое время спустя, увлекшись психологией, я поняла одну закономерность: чтобы эффективнее запоминать новую информацию, нужно определить, с помощью каких органов чувств она лучше воспринимается. Проще говоря, знаете такие психологические категории, как “аудиал-визуал”?..

Читаем книжки только вслух

Люди из числа аудиалов ориентируются “по слуху”. Они мгновенно запоминают мелодии и слова единожды прослушанных песен, у них большой словарный запас, и, вообще, они любят поговорить. Аудиалов можно определить даже по их любимым выражениям: “послушайте”, “скажу тебе откровенно”, “как это прозвучало!”.

Так, для подготовки к экзамену им надо в обязательном порядке посещать консультации, где преподаватель “озвучивает” основные моменты ответов на билеты: аудиалы мгновенно запомнят и главное, и детали, и успех на испытании (особенно если оно устное) будет обеспечен. Аудиалам-гуманитариям подойдут аудиокниги, поможет и чтение конспекта вслух, для себя. Можно попросить кого-то из родителей или друзей объяснить непонятные моменты, пересказать сложный параграф или просто зачитать вслух главу из учебника.

Шпаргалка в холодильнике

Визуалов, как говорят специалисты, на свете больше, чем аудиалов. Это те, кто воспринимает мир зрительно. Визуалы обожают ходить в картинные галереи, любоваться пейзажами, смотрят на мир широко раскрытыми глазами. Они заботятся о порядке в своей комнате и эстетической красоте всего, что их окружает: главное, чтобы глаз радовало. “Смотри!”, “Как это будет выглядеть?”, “Кого я вижу!” — их любимые выражения.

Таким людям будет проще самостоятельно читать конспекты и тексты в учебниках, запоминая не только сам текст, но и то, как он оформлен: в какой части страницы находится нужная фраза, какие иллюстрации сопровождают параграф. Вообще, все графики, схемы, диаграммы для визуала — счастье: вспомнив, как выглядит картинка, он “вытянет” из памяти и все, что на ней написано и что с ней связано. А если нет картинки, можно ее для себя нарисовать. На визуалов в основном бывают рассчитаны все учебные фильмы. Полезно будет также, последовав моему примеру, развесить повсюду плакаты-“напоминалки”: на стены, двери, окна, мебель (хоть бы и в холодильник!) — чтобы взгляд цеплялся. Этим способом, кстати, хорошо учить новые языки и запоминать химические формулы.

Шпаргалки готовят все, но если “шпору” отобрали или ее не удалось незаметно вытащить, то визуалы легче остальных вспоминают, что в ней было написано. Поэтому для них будет хорошо записывать на клочке бумажки опорные моменты, даже если эта бумажка не будет использована по назначению.

Объясняю на пальцах

Есть еще третий тип — кинестетики. Как вы уже, наверное, догадались, у них главное чувство — осязание; информацию они запоминают “телом”. Поэтому не удивляйтесь, если вашему другу-кинестетику внезапно захочется вас обнять, подержать за руку или сказать, что он чувствует в данный момент. Практически все маленькие дети, осваивающие окружающий мир ладошками, — кинестетики. Только вырастая, они развивают другие типы восприятия. Для людей-кинестетиков характерно медленное, основательное “переваривание” полученной информации. Но не стоит считать, что они тугодумы: если уж запомнят и разберутся, то сохранят знания надолго.

Кинестетики довольно подвижны, не могут сидеть на одном месте, поэтому корпеть над учебником — не для них. Таким людям нужны довольно частые “перекуры” в работе, тогда информация будет лучше усваиваться. Надо обратить внимание и на уют, комфортные условия в комнате, где кинестетик будет учить билеты, чтобы никакое неудобство не отвлекало от сосредоточенной работы. Для кинестетика лучше, чтобы новую информацию ему кто-то объяснял в буквальном смысле “на пальцах”, даже используя жесты. Наконец, “кинестетическим” людям нежелательно готовиться к экзаменам в авральном порядке, лучше оставить хороший запас времени, чтобы учить спокойно и обстоятельно. Зато помогает ходить с учебником по комнате, на ключевых фразах меняя направление движения.

Поддержка плюшкой

Некоторые психологи выделяют еще и дискретов. Это те, кто придает большое значение логическому осмыслению происходящих вокруг вещей. Логические выкладки, знаки и цифры — их сфера. Но таких людей очень мало, а среди школьников они почти не встречаются, так же, как и “чистые” аудиалы, визуалы и кинестетики. А поэтому для большинства при подготовке к экзамену все средства хороши: как плакат-“напоминалка”, так и громкое декламирование параграфов из книжек. Добавим к этому любимую еду и моральную поддержку от заботливых родителей... И у нас обязательно все получится.

Анастасия СЕМИНА
Фото Александра ИВАСЕНКО
Рейтинг статьи: (голосов 1)

Оцените статью: 5 4 3 2 1

Текст прочитан 12610 раз.


МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ
Выразить мнение
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:

Введите цифровой код безопасности (Обновить код)
Дорогие читатели, огромная просьба - соблюдайте чистоту и порядок в общении друг с другом!
Статистика
Яндекс цитирования NN counter top100 Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Архив №1
с 7 ноября 2005
Архив №2
ЛогинПароль

Вход


© 1997 — 2011 ООО "Издательство "Биржа"

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна.