№ 22
04.06.2008

Наши издания
Наши Партнеры
 
в № 22 от 04.06.2008
Выскажите свое мнение! Версия для печати Информация об авторе

Кто за рулем?

Водитель - профессия универсальная: без нее не обходится ни одна сфера человеческой жизнедеятельности. И даже если вы никогда не пользуетесь общественным транспортом, хлеб в магазины, почту и нашу газету для вас доставляет целая армия шоферов.



Самым же ценным грузом считаются человеческие жизни, их за плечами одного водителя автобуса в час пик около восьмидесяти. За такую ответственность и зарплата соответствующая, а также льготы и социальные гарантии. Только так можно поднять престиж рабочей профессии.

Лет 20 назад профессия водителя была одной из самых уважаемых и хорошо оплачиваемых. Именно тогда, в 1983 году, Вячеслав Анатольевич Кузнецов, будущий директор первого филиала государственного предприятия Нижегородской области “Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт” (НПАП №1), пришел на работу в автобусный парк простым шофером.

По молодости он мечтал работать на больших машинах дальнобойщиком. Но пришел в общественный транспорт и ничуть об этом не жалеет. Хотя за долгую работу в этой сфере все видел: и почет, и плохое финансирование, и пустеющий автобусный парк:

— Многие уходили с нашего предприятия, когда в девяностых появились частники. У нас зарплата в то время была ниже и машин меньше. Люди не понимали, что лишаются таким образом социальных гарантий, которые имеют водители городского транспорта. Ради быстрых денег испортили здоровье, а уверенности в будущем нет. Те же, кто остался, за свое будущее сейчас спокойны.

Большинство из перешедших тогда к частникам впоследствии вернулись, но их пришлось выправлять: все-таки госпредприятие и ЧП работают по-разному:

— Наша главная работа — не привезти лишний рубль, а доставить пассажиров. Конечно, и перед нами стоит план, который нужно выполнять, но не в ущерб безопасности людей, — поясняет Вячеслав Кузнецов. Хотя о коллегах он ничего плохого говорить не собирается. Наоборот, прислушивается к советам и предостережениям частников, если те сообщают о недобросовестной работе того или иного водителя. Значит, взаимопонимания все-таки достигли — ради безопасности пассажиров.

О пробках и раннем шоферском утре

Если уж тебе доверили пассажирские перевозки, значит оценили по достоинству и личные качества, и профессиональную подготовку.

До перевозки самого ценного груза — пассажиров — допущены лишь наиболее дисциплинированные работники: порядочные, сдержанные, уравновешенные. Такие, как Сергей Некрасов, который с детства любит технику.

Выйдя автослесарем из шахунского ПТУ, он прошел практику по специальности. Затем, как и все, отслужил в армии, а вернувшись, доучился в автошколе и на всю жизнь выбрал одно постоянное место работы — автобусный парк.

Хотя и слесарь, Сергей Некрасов сам ремонтом своих автобусов не занимается. Придерживаясь западного пути развития, нижегородские автопарки стали освобождать водителей от сопутствующих работ и оставляют им исключительно следование по маршруту. В новых автобусах — ЛИАЗах и МАЗах — электронная начинка. Диагностика машины ведется при помощи ноутбуков и специального программного обеспечения. Специалист кладет компьютер на двигатель, подключает, и через некоторое время выявляется неисправность. Если обнаружены лишь небольшие неполадки, за ночь их устранят в технической службе, а утром автобус снова будет курсировать по маршруту.

Обычно рабочий день водителя Некрасова начинается ранним утром. Его автобус выходит на линию в 5.50 (а самый первый рейс в их парке — в 4.30). На работу нужно приехать хотя бы за час до этого. Сотрудников собирает дежурный автобус, иначе в такую рань не доберешься.

Все проходят осмотр у медсестры, которая проверяет самочувствие. Представьте, если у водителя автобуса во время рейса из-за низкого давления закружится голова или он потеряет сознание. Такого не должно случиться. Затем уже сам Сергей Некрасов осматривает автобус и подгоняет его к диспетчерской. Отмечает в путевке — путевом листе — время выезда и начинает первый на сегодня круг.

Вставать рано утром для него самое неприятное в профессии. А еще пробки. Из-за них выбиваешься из графика, вместо двух кругов делаешь один. А когда автобусы одного маршрута, простояв где-то в заторе полтора часа, сбиваются в кучу и следуют один за другим... Нетрудно представить реакцию пассажиров. Но в целом Сергей Некрасов общий язык со своими попутчиками находит и старается сделать так, чтобы от поездки у них не осталось неприятных впечатлений: ведет ровно, внимателен на остановках и включает информатор. Всем пассажирам приятно, когда голос импозантного диктора объявляет остановку. А работает информатор очень просто. Шофер выбирает номер маршрута и пункт, в котором находится в данный момент. А подъезжая к остановке, нажимает на кнопку и... “Осторожно. Двери закрываются. Следующая остановка — Дубравная”.

Директор первого автобусного парка также отмечает, что из-за пробок работать стало намного сложней и не так приятно:

—В 80-х я работал на маршруте №10, который следует от Дубравной до центра Сормова. Как в деревне... Выезжаешь в воскресенье: работают только таксисты, попадется одна хлебная машина, да мы ездим. Дорога была совершенно пустой! Зимой любовался березами, когда они инеем покрывались. Сейчас это невозможно. Интенсивность движения из-за личного транспорта увеличилась в десятки раз. Да, сложнее стала работа, но и оплата на уровне.

За свою сложную работу водитель городского автобуса получает 18—20 тысяч рублей. Хотя, если работать больше и лучше, зарплата может подниматься и до 30 тысяч. Особые льготы, которыми пользуются водители городских автобусов, — дополнительные 12 дней к стандартному ежегодному отпуску и выход на пенсию на 5 лет раньше при двадцатилетнем стаже работы. Кстати, водители пригородных и междугородних рейсов такими льготами не пользуются: у них более комфортные условия труда.

Всю жизнь по одному маршруту?

Теоретически каждый из тех ребят, что сейчас учатся в ПТУ и собираются работать на маршруте, может из рядового водителя стать директором автобусного парка. Для начала нужно получить водительское удостоверение категории “Д”, подождать до двадцати лет (только с 20 лет можно устроиться водителем автобуса) и пройти стажировку с наставником на предприятии. Стажируются даже самые опытные водители, если до этого они не работали на пассажирских перевозках.

— Получая категорию “Д”, мы учимся водить автобус, чувствовать его габариты. Но, как и везде, многому приходится учиться непосредственно на рабочем месте, — поясняет Вячеслав Анатольевич. — На линии вы столкнетесь с новыми для вас ситуациями, ведь раньше вы ездили без людей в салоне. Наставник обучит вас тому, как подъезжать к остановке и сажать пассажиров, как работать с информатором, то есть устройством, которое объявляет остановки и предупреждает о закрытии дверей, — всему, что составляет культуру обслуживания и безопасной перевозки пассажиров.
Длительность стажировки зависит от подготовки водителя, в среднем она составляет 30 дней. Следующая ступень после позиции водителя — бригадир маршрута. Проработав на ней несколько лет, Вячеслав Анатольевич был назначен начальником автоколонны, то есть подразделения, которое обслуживает ряд маршрутов:

— Сейчас у нас 21 городской и 7 пригородных маршрутов. Все они относятся к одной из трех автоколонн. Получается, в каждой автоколонне несколько маршрутов и свой коллектив, который их обслуживает. Например, в первой автоколонне у нас около 400 человек — водители и кондуктора. Вот сколько человек под руководством начальника колонны. В его обязанности входит контроль над тем, как выполняются расписание движения автобусов и графики работы водителей.

Еще большую ответственность берет на себя начальник отдела безопасности движения, им Кузнецова назначили после девяти лет управления колонной. От работы службы безопасности движения зависит жизнь и здоровье пассажиров и водителей автобусов. Регулярно проводятся курсы дополнительного обучения для водителей в целях профилактики ДТП, разбираются дорожные инциденты и устраиваются соревнования водительского мастерства. Кроме того, ведется постоянный контроль за работой водителей на маршрутах.

На посту директора Вячеслав Анатольевич полтора года, ребят он подбадривает:

— Такая перспектива есть у всех. Правда, чтобы стать директором, не помешает получить высшее образование на одном из этапов вашего карьерного восхождения.


Справка

После укрупнения в декабре 2005 года в Нижнем Новгороде остались три автобусных парка: первый, шестой и седьмой.

В штате первого автобусного парка более 600 водителей, около 500 кондукторов и 10 контролеров. Средняя зарплата водителя автобуса — 20 тысяч рублей, кондуктора и контролера — 10 тысяч. Если среди водителей лишь две женщины, то среди кондукторов и контролеров их большинство.



Такси с женским лицом

Современные дамы охотно получают водительские удостоверения и сами прекрасно водят машину. Но многие ли при этом профессионально работают водителями? Дело не в глупом делении работы на мужскую или женскую, а в пристальном внимании мужского водительского коллектива, который в каждом промахе будет видеть твою профнепригодность по половому признаку. В “Женском такси” таких проблем нет.

Ровно год назад, в День защиты детей, в Нижнем Новгороде появились розовые машины с шашечками и сразу привлекли к себе внимание не только ярким цветом, но и тем, что за рулем сидят исключительно женщины. Семейно-женское такси пользуется популярностью и не испытывает проблем с кадрами: кандидаты приходят сами, увидев объявление на машине:

— Наши машины любую рекламу перебьют, — радуется директор “Женского такси” Юлия Чекурова. По ее словам, вторая причина, по которой лишь немногие женщины становятся водителями такси, — безопасность:

— Мы рассказываем девушкам о принимаемых нами мерах безопасности. За ситуацией в салоне следит служба безопасности. Кроме того, все машины оснащены тревожной кнопкой. Если клиент отказывается платить или ведет себя агрессивно, водитель сама может подать сигнал диспетчеру. Служба безопасности сразу же выезжает на место, параллельно звонок поступает в милицию.

Спутниковые системы наблюдения помогают отслеживать местонахождение автомобиля в любой точке Нижнего Новгорода, области и почти по всей России. Это важно для безопасности водителей и пассажиров такси, среди которых часто бывают дети. В случае угона двигатель машины можно заглушить и с компьютера.

Когда девушки убеждаются, что в такси они будут в безопасности, начинается этап обучения и стажировки. Прежде всего, стоит отметить, что все сотрудницы сами отлично управляют машиной. Поначалу обязательным условием приема на работу было не менее пяти лет водительского стажа. Но опыт показал, что молодые девушки с меньшим стажем иногда лучше управляют машиной и быстрее ориентируются в городе. Кстати, средний возраст на предприятии от 22 до 35 лет, хотя работают женщины и постарше.

Каждая будущая сотрудница проходит тест-драйв и обязательную 20-часовую подготовку в автотранспортном техникуме. Нового водителя в течение трех смен обкатывает инструктор. Затем на основании его отзывов, а также комментариев пассажиров принимается решение о зачислении.

Сейчас в штате 30 водителей. Кроме того, месяц назад открылся женский клуб, члены которого могут выполнять заказы “Женского такси” на своем авто. При полной занятости сотрудницы зарабатывают 12—15 тысяч в месяц. Но многие работают по совместительству.

Экскурс в работу таксиста не занимает много времени, как в других таксомоторных компаниях. Иногда у девушек ни один диплом о высшем образовании, и о том, как следует себя вести с клиентами, они и сами прекрасно понимают. Правила соблюдают строго. Их немного: в салоне не курить, обязательная форма одежды — белый верх, черный низ. Шпильки руководством не возбраняются. Сама Юлия Чекурова всегда ходит на каблуках:

— Ведь кто-то может водить только на каблуках. Я сама в обуви на плоской подошве чувствую себя неуверенно. Многие приходят на шпильках, платформе. Главное, чтобы им было удобно!

Конечно, часто мужчины (да и женщины) на водительские шпильки и приятную внешность смотрят с подозрением. Однажды такси вызвал мужчина, который не знал, что за рулем будет девушка. “Я с женщинами принципиально не езжу,” — только и сказал он. Но водителю удалось уговорить его сесть на заднее сиденье и проехать несколько метров. Через две остановки клиент попросил остановить машину. Девушка, которая, кстати, машину водит идеально, испугалась, что ему что-то не понравилось. Но тот просто вышел и пересел на переднее сиденье:

— Вы знаете, мне с вами не страшно.



Диана САКАЕВА
Фото автора и “Женского такси”
Рейтинг статьи: (голосов 1)

Оцените статью: 5 4 3 2 1

Текст прочитан 9635 раз.


МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ
Выразить мнение
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:

Введите цифровой код безопасности (Обновить код)
Дорогие читатели, огромная просьба - соблюдайте чистоту и порядок в общении друг с другом!
Статистика
Яндекс цитирования NN counter top100 Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Архив №1
с 7 ноября 2005
Архив №2
ЛогинПароль

Вход


© 1997 — 2011 ООО "Издательство "Биржа"

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна.