№ 27
09.07.2008

Наши издания
Наши Партнеры
 
в № 27 от 09.07.2008
Выскажите свое мнение! Версия для печати Информация об авторе

Навигация за навигацией

Как хорош Нижний с воды, знают все речные туристы. Но, признаюсь, лучший вид на город открывается из рубки капитана. Попасть туда - заветное желание каждого выпускника речного училища. И правильно: плох тот матрос, что не мечтает стать капитаном!



В первое воскресенье июля работники морского и речного флота отмечали свой профессиональный праздник. Для города на Волге речной флот традиционно имеет особое значение. Нижний Новгород — это речные династии, пароходство, традиции грузовых и пассажирских перевозок, Волжская государственная академия водного транспорта и Нижегородское речное училище им И.П.Кулибина — первое в России учебное заведение, созданное для подготовки специалистов водного транспорта.

Встретиться с одним из лучших капитанов на Волге в преддверии профессионального праздника было не так-то просто. С начала навигации в апреле-мае и до самого октября четырехпалубный красавец-теплоход “Георгий Жуков” ходит в рейсы по нашей огромной родине: Ростов-на-Дону, Петрозаводск, Кижи, Астрахань, Чебоксары, Пермь. Виктора Геннадьевича Пригоршнева, капитана “Жукова”, мы застаем вернувшимся с круиза по маршруту “Нижний Новгород — Санкт-Петербург — Нижний Новгород”.

Проводя нас по своим владениям, капитан встречает покидающих судно пассажиров. Каждый хочет лично сказать “спасибо” за удачно пройденный рейс — как пилоту самолета за счастливое приземление. Каждому Виктор Геннадьевич должен уделить немного внимания, ведь общение с пассажирами не менее важная часть его работы, чем вождение судна и контроль за командой. Капитан — это лицо теплохода. При отправлении всех пассажиров собирают для знакомства с человеком, от которого зависит их жизнь на борту. А в последний вечер принято устраивать капитанский ужин, во время которого он, главный человек на корабле, поздравляет всех с благополучным окончанием рейса.

При этом капитан, как и все, несет вахту. “Причем самую тяжелую — с полуночи до четырех часов утра”, — со вздохом сообщает мне Виктор Геннадьевич. На вторую вахту он заступает в полдень и до четырех часов дня занимается судовождением. Но и сдав вахту, капитан всегда остается первым ответственным лицом на судне, поэтому помощники всегда должны знать, где его искать — в каюте, в зале или на палубе. Спокойные воды Волги и других российских рек не означают, что ходить по ним просто, тем более такому великану, как “Георгий Жуков”.

— Запас воды по днищу небольшой — мелко. А вот был сложный участок, когда ходили на Санкт-Петербург, я из рубки не выходил. Пороги, камни, узкие шлюзы. А к Нижнему подходили, такой ветер поднялся!

Во время движения на посту управления в рубке должно находиться не менее двух человек. Это вахтенный начальник и рулевой. Всего же у капитана три помощника: первый, второй и третий штурманы!. Ночную вахту несут трое:

— Все маневры совершаю я: управляю машинами и отдаю приказания рулевому. “Налево, направо столько-то, корму держи,” — это все кричу я. А третий штурман в это время набирается опыта, изучает спецлоцию.

Сам Виктор Геннадьевич третьим штурманом ходил четыре года, вторым — всего два. А на то, чтобы с должности первого штурмана перепрыгнуть в капитаны, потребовалось шестнадцать лет! Времена раньше были другие: после развала Союза теплоходы стали реже ходить в рейсы. Да и капитанская фуражка всегда легче доставалась представителям речных династий, чьи деды и прадеды ходили по Волге.

— Сейчас для молодежи созданы очень хорошие условия для быстрого роста, — говорит Виктор Пригоршнев. — Если есть голова на плечах, то за пять-шесть лет вполне реально дорасти до капитана, особенно на грузовых судах. Главное —хорошо учиться, а не просто просиживать занятия. И больше всем интересоваться на практике, пробовать все делать своими руками под руководством старших.

Растем на одном судне

  В команде теплохода “Георгий Жуков” 44 человека: проводники, матросы и боцман, мотористы и командиры. Среди них как опытные “речные волки”, так и совсем юные практиканты и выпускники училища.

Сергей Роков в речном учился хорошо и был внимателен на практике. В прошлом году простым матросом мыл пол, швартовался и содержал в чистоте свое заведование (заведование — это зона ответственности каждого члена экипажа), помогал проводницам. В этом он уже рулевой и управляет судном вместе с капитаном. А в будущем Сергей мечтает попасть на море, как его дядя:

— Надо на сухогрузный флот идти, на “Волгодон” или “Сормовский”. Они ходят в прибрежное морское плавание по Черному и Каспийскому морям. Но прежде надо набрать необходимый плавценз.

Виктор Якимов
тоже начинал матросом на грузовом судне, а затем пришел на теплоход “Георгий Жуков” рулевым. В свою четвертую навигацию он числится в штате третьим штурманом. “Вот так и растем на одном теплоходе”. А заканчивал он профлицей № 48 судоводителем и помощником механика. Сейчас Виктор учится на четвертом курсе в водной академии. В обязанности третьего штурмана входит ведение всей бухгалтерии теплохода, начисление зарплат работникам и, конечно, ведение судна в ночную вахту вместе с капитаном. Здесь же проводницей работает жена Виктора Якимова — Татьяна. Так и ходят вместе большую часть года, дома на Бору появляются редко.

Вот и сейчас, несмотря на то что команда провела на маршруте 13 дней, времени на отдых почти нет. Вечером того же дня на борту появятся новые пассажиры, и теплоход возьмет курс на Макарий. Поэтому сейчас младший командный состав напряженно работает. Матросы перебежками отправляют на берег грязное белье, получают чистое, грузят продукты, помогая проводницам и работникам ресторана. Затем каждый займется своим заведованием: проводники начнут генеральную уборку в каютах, матросы — на палубах.

Мельчает профессия?

Разбивая привычный романтический ореол вокруг образа капитана, Виктор Пригоршнев говорит о том, что его профессия постепенно мельчает:

— Капитана обезличили. В прежние времена, когда капитан приходил с рейса (например, Виталий Викторович Сычев с “Фридриха Энгельса”), какое бы важное совещание ни шло, начальник пароходства обязательно остановится: к нему пришел капитан.

А сейчас фирмы берут теплоходы в аренду, и капитаны все чаще общаются с менеджерами. Что бы ни случилось, по любому вопросу менеджер хочет говорить с капитаном, даже если с этим может разобраться второй или третий штурман. А ведь капитану после несения вахты, общения с пассажирами, после долгого рейса нужно и отдохнуть.

На престиже рядовых должностей сказывается невысокая оплата труда. Дефицит матросов и мотористов решают за счет практикантов из ВГАВТ и речного училища.

— Если бы у нас не было училища и академии, встали бы: работать некому. Рядового состава не найдешь. А самая дефицитная профессия сейчас — электромеханик. Если парень знает толк в электричестве, то всегда устроится и на суше. При последнем повышении окладов им повысили зарплату на 20%, остальным — на 18%, а капитану — на 15%. Обидели капитана, — шутит Виктор Пригоршнев, — но у него и оклад больше.


Кузница речников

Романтики всегда были и всегда будут. Поэтому после девятого или одиннадцатого класса в речное училище продолжают поступать заявления о зачислении на специальность “Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании”. Там готовят комсостав, будущих командиров флота.

— Однако количество обучающихся по этой специальности снижается, — говорит Михаил Федорович Недякин, начальник отделения “Судовождение” речного училища. — В этом году мы выпустили 72 человека. А всего у нас учится около 300 ребят.

Конечно, в таких условиях училище не в состоянии выполнить заявки предприятий, которые пытаются решить проблему дефицита кадров. Молодежь отпугивает низкий заработок на флоте, особенно на речном, и отрыв от дома.

Чтобы обеспечить ребятам достойную зарплату в будущем, руководство речного училища начало сотрудничество с московской компанией “Мосинтурфлот”. Москва, как известно, — город возможностей, большинство которых находится на берегу, и компания также теряет сотрудников. Зато для нижегородцев московские зарплаты кажутся привлекательными. После второго курса наши ребята с руководителями практики набираются опыта на судах “Мосинтурфлота”, там же они проходят штатную практику в должности матроса. А по окончании учебы их ждут в качестве третьих штурманов.

Возможностей выгодно трудоустроиться у выпускников водной академии, конечно, больше. Высшее образование откроет им многие двери. Поэтому по специальности чаще работают выпускники заведений среднего звена. И бывает, что ребята из речного училища в профессиональном плане растут быстрее. Ведь хороший капитан — тот, кто знает все о своем судне. Поэтому, начиная со второго курса, студентов отправляют на практику. Во время групповой плавательской практики происходит знакомство с судном, его механизмами и работой команды, несением вахты. На следующий год они зачисляются в штат на рядовые должности — матросами и рулевыми. А по окончании четвертого курса дипломируются и третьими штурманами входят в комсостав. С этого момента начинается их рост до капитанов.

Кстати, у “речников” два диплома — обычный и рабочий. Рабочий диплом необходим для занятия штатной должности. В нем появляются записи о присвоении очередной квалификации, когда специальная комиссия по дипломированию принимает экзамен и рассматривает рекомендации капитана. И затем через каждые пять лет нужно подтверждать свое соответствие присвоенной квалификации.

И Михаил Недякин, заведующий кафедрой, будет защищать свой диплом. На речном флоте он отработал 16 лет: шесть на грузовых судах и десять — капитаном на скоростном флоте.

— На скоростном флоте мне очень нравилось, — вспоминает он. — Работать там интересно и престижно. И оплата соответствующая. Из Самары мы выходили утром. К тому моменту, как капитан появляется на борту, “Метеор” уже готов. Проводница посадит людей. В Саратове ужинали в ресторане за специально отведенном для нас столом, ночевали в забронированных гостиничных номерах. Двое суток — и мы снова дома. А работа на свежем воздухе на теплоходе не такая уж сложная, за исключением ремонта.

Не поэтому ли работа капитана, пусть даже и грузовых или нескоростных пассажирских судов, кажется нам такой привлекательной, несмотря на все трудности и издержки профессии?



Диана САКАЕВА
Фото Вячеслава СЕННИКОВА
Рейтинг статьи: (голосов 13)

Оцените статью: 5 4 3 2 1

Текст прочитан 9511 раз.


МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ
Выразить мнение
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:

Введите цифровой код безопасности (Обновить код)
Дорогие читатели, огромная просьба - соблюдайте чистоту и порядок в общении друг с другом!
Статистика
Яндекс цитирования NN counter top100 Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Архив №1
с 7 ноября 2005
Архив №2
ЛогинПароль

Вход


© 1997 — 2011 ООО "Издательство "Биржа"

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна.