№ 2
21.01.2009

Наши издания
Наши Партнеры
 
в № 2 от 21.01.2009
Выскажите свое мнение! Версия для печати Информация об авторе

ЕГЭ: пусть глаза боятся, а руки - сделают!

Туманная ситуация с ЕГЭ постепенно проясняется: уже опубликован перечень вступительных испытаний, необходимый для поступления на различные специальности, а к 1 февраля вузы окончательно должны определиться со своими правилами приема.


В общем, даже законченным меланхоликам и пессимистам становится понятно: хватит сетовать на единый госэкзамен - пора окончательно засучить рукава и готовиться к тому, что, по крайней мере, известно уже сейчас.

В приемных комиссиях нижегородских высших учебных заведений пока осторожны в прогнозах: до 1 февраля еще есть время, официальные правила приема еще не утверждены. Но подготовка к грядущему всеобщему тестированию уже ведется вовсю: в некоторых вузах набор на курсы подготовки к ЕГЭ уже прекращен, но большинство планирует запустить новые группы с начала февраля — на них еще можно успеть.

Идем на курсы

Начнем обзор с двух высших учебных заведений, конкурс на некоторые специальности которых столь высок, что российское Министерство образования разрешило им проводить дополнительные вступительные испытания (полный список “вузов-исключений” смотри в прошлом номере “Биржи плюс карьера” от 14 января).

В Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова подготовительные курсы основательные — годичные, и занятия на них давно начались. Но иняз готов начиная с первых чисел февраля организовать дополнительную воскресную группу, если наберется достаточно желающих. Подготовку НГЛУ будет проводить по русскому и иностранным языкам, истории, обществознанию и, возможно, математике. На факультете довузовского образования нас заверили, что курсы организованы не только с ориентацией на ЕГЭ, но и с учетом того, что желающим изучать в НГЛУ теорию и методику преподавания, филологию и перевод, скорее всего, предстоит дополнительное собеседование (все это будет оговорено в ожидаемых правилах приема).

Нацеленные на поступление в Высшую школу экономики уже могут начинать радоваться: в центре довузовской подготовки ВШЭ рассказали, что в нижегородском филиале вуза никаких дополнительных испытаний, несмотря на разрешение Минобразования, скорее всего, проводиться не будет.

Что касается подготовки к ЕГЭ, то занятия на воскресных курсах “Вышки” начинаются по мере формирования групп. Все контрольные работы преподаватели проводят в форме ЕГЭ, так что привыкание к формату теста идет параллельно с систематизацией знаний. Предметы в “Вышке” охватываются те, которые необходимы для поступления на специальности вуза: математика, обществознание, иностранный и т. д. Кроме того, уже четвертый раз в этом году ВШЭ будет проводить репетиционные сдачи ЕГЭ для всех желающих (тоже по “своим” предметам): репетиционные материалы (бланки ответов 1 и 2), процедура проведения, критерии оценки, обработка данных, протоколы результатов — все полностью соответствует основному ЕГЭ. После такого экзамена абитуриенты могут получить консультацию по результатам, методическую помощь, в общем, провести с преподавателями “работу над ошибками”.

Помимо опытной “Вышки” право на проведение лицензированных репетиций по новым вариантам-2009 получил в этом году еще один нижегородский вуз — факультет довузовской подготовки Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева так же, как и ВШЭ, сотрудничает с Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), официальным разработчиком контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ. Набор на свои подготовительные курсы НГТУ уже закрыл, а вот заявки на пробные тестирования (они состоятся в марте) только начал принимать. Оценить свои силы здесь можно будет по следующим предметам: русский язык, математика, физика, обществознание, история России, информатика и химия. За “попытку не пытку” по каждому предмету желающим придется отдать 350 рублей (во ВШЭ — чуть дороже, 400 рублей).

Кстати, есть еще пара путей поступления в политех: не дожидаясь ЕГЭ, принять участие в олимпиадах вуза, результаты которых будут засчитываться при поступлении, — это областная техническая олимпиада школьников и олимпиада “Кадры XXI века” по физике. Прислав ответы на задания заочных туров до 30 января, можно попасть на очный, а там — стать студентом без экзамена. Задания ищите на сайте НГТУ www.nntu.sci-nnov.ru.

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского также переориентировал свои курсы на ЕГЭ: по всем предметам здесь можно готовиться индивидуально или заочно, а по математике, русскому языку, истории и обществознанию с 15 февраля начнутся занятия очной группы, которые продлятся до середины мая.

Химик и экономист, учи английский!

Напомним, что с этого года в приемную комиссию любого вуза нужно будет предъявить четыре сертификата ЕГЭ. Обязательный — по русскому языку и три — по профилю обучения. Перечень экзаменов, утвержденный Министерством образования для поступления в вузы на разные специальности, можно найти на официальном портале ЕГЭ www.ege.edu.ru. Даже беглого взгляда на этот список достаточно, чтобы понять: лидирующее место среди предметов, идущих после обязательного и основного профильного, занимает английский язык: сдавать его придется и будущим культурологам, и учителям химии. Неудивительно, что готовить абитуриентов к английскому взялись не только вузы, но и языковые школы:

— Уже известно, что в Нижегородском госуниверситете им. Н.И. Лобачевского из 15 факультетов семь поставили иностранный язык как третий или четвертый предмет, обязательный для поступления, — говорит Белла Грибкова, директор языковой школы “Мастеркласс”. — Так что возмущаться и ругать ЕГЭ — малопродуктивное занятие. Пора разобраться в его особенностях и “бросить все силы” на рациональную подготовку.

По словам Беллы Павловны, ЕГЭ по английскому — наиболее гармоничный и совершенный в семействе нынешних единых государственных экзаменов. Ни один предмет не разрабатывался с такой тщательностью и не прошел такой массовой и длительной апробации, как этот! Первая его версия была разработана уже в 1999 году, в основу ее легли стандартизированные международные экзамены по английскому языку.

— У нашего ЕГЭ по английскому отличная родословная, — подчеркивает эксперт. — За основу были взяты кембриджские экзамены FCE (First Certificate in English) и PET (Preliminary English Test), соотносимые по уровню сложности с тем, который был заявлен в нашем государственном образовательном стандарте для средней школы.

Опираясь на многолетний опыт международных экзаменов, наши разработчики смогли использовать не только стройную систему критериев оценки всех аспектов языка и структурированную систему типов тестовых заданий, но и обратились к появившейся в 1998 году общеевропейской системе уровней владения английским языком, знаменитой Common European Framework of Reference (CEFR), аналога которой до сих пор нет ни в одном другом школьном предмете.

— Наряду с бесполезным и даже вредным “тремором” ЕГЭ спровоцировал весьма полезные вещи, — замечает Белла Грибкова, опираясь на опыт общения с клиентами и учителями, — родители озаботились языковым образованием детей уже не только в 11-м классе, но и на более ранних этапах школы. Усилился интерес к кембриджским экзаменам, особенно для малышей.

Славящийся своей подготовкой как раз к кембриджским испытаниям, “Мастеркласс” быстрее других школ города сориентировался и с ЕГЭ: здесь разработали специальный курс не только для абитуриентов, но и для педагогов — у школы есть лицензия на повышение квалификации учителей.

— Тренинг для учителей по подготовке школьников к ЕГЭ возник по просьбе самих педагогов и руководства школ как “антикризисная” мера, — объясняет Белла Грибкова. — Хотелось оправдать доверие и предложить что-то надежное и полезное, то, что можно эффективно использовать буквально на следующий день. Мы готовы проводить такой тренинг регулярно — уже есть заявки на выездной курс для других районов области.

Что касается учеников, то у 11-классников сточасовые курсы начались уже осенью. Правда, в феврале готовится к запуску еще одна группа на 50-часовой экспресс-курс.

А уже сейчас директор “Мастеркласса” дает абитуриентам три полезных совета:

— Первый — философский: нужно понять, что языку нельзя научить, ему можно только научиться, — так говорил Джоунз, автор первого словаря по английскому языку. Это значит взять ответственность за подготовку на себя — времени осталось совсем немного, но еще можно многое успеть. Задавайте вопросы своим учителям, вместе решайте, на чем сосредоточить главные усилия и — тренируйтесь, тренируйтесь... Это обязательно даст свои результаты, да еще и доставит настоящее удовольствие — ведь ничто не приносит большего удовлетворения, чем умение реально пользоваться плодами своего труда. Второй совет — практический: очень полезно выполнить так называемые “демонстрационные” варианты, размещенные на сайте http:/www.ege.edu.ru. Лучше брать их начиная с 2004 года, так как прежние варианты несколько отличались по формату. И третий, “мастерклассовский” совет — обращайтесь к нам за консультациями, мы проводим их бесплатно.

Те, кому предстоит сдавать ЕГЭ по английскому в этом году, смогут найти более детальные рекомендации, вопросник для самопроверки и список рекомендуемой литературы в ближайших номерах “Биржи плюс карьера”.

И в школе кое-чему научат

Хорошо тем, кто живет в областном центре: выбор курсов и прочих дополнительных занятий удовлетворит любого. А что делают одиннадцатиклассники и учителя за пределами Нижнего? Мы решили узнать, как обстоят дела с подготовкой к ЕГЭ в лицее № 1 Семенова. Множество его выпускников были зачислены без экзаменов в Нижегородский госуниверситет как победители и призеры олимпиады “Таланты земли Нижегородской”, которую наша газета до последних нововведений проводила совместно с вузом и областным министерством образования. А как сейчас готовят тех, кому шанса участвовать в “ТЗН” уже не выпало?

— Подготовке к госэкзамену в лицее уделяется много времени. Пришлось даже перекроить тематический план, — делится учитель математики Галина Власова. — До конца января нам осталось пройти последнюю тему — “Комбинаторику и теорию вероятностей”, а с февраля мы начнем систематизировать знания. Для того чтобы хорошо написать ЕГЭ и поступить в вуз, нужно знать все в полном объеме, а варианты “А” и “В” уметь решать почти с закрытыми глазами. Треть каждого урока я стараюсь посвящать повторению, работе с тестами.

Педагоги лицея активно используют на уроках интернет-ресурсы, в частности, задания с сайта ФИПИ. Занимаются с учениками по учебным пособиям, а после уроков остаются на дополнительные консультации — обычно их просят те, кто старается прорешивать в тестах вариант “С”, наиболее сложные задачи. На уроках учителя биологии Татьяны Епифановой одиннадцатиклассники по пройденным темам сами создают тесты, а потом решают задания друг друга.

Зимняя сессия (есть в лицее и такая!) здесь тоже проводилась в форме ЕГЭ: учителя брали варианты тестов из интернета или пособий, исключали те вопросы, которые еще не были изучены, и давали в качестве контрольных — результаты показали неплохие.

— Поскольку мы с 1 сентября говорим на уроках о ЕГЭ, то дети привыкли к мысли о тестировании и не боятся экзамена в такой форме, — подводит итог Галина Алексеевна. — Больше всего их пугает не сам тест, а неопределенность, связанная с поступлением в вузы: все ли экзамены будут учитываться по балльной системе или достаточно будет набрать баллы на “зачет”? Сдать ЕГЭ “на троечку” несложно, только этого для учебы в вузе зачастую бывает недостаточно.

У страха глаза велики?

Познакомиться с заданиями, структурой ЕГЭ и оценить его сложность может любой, будь то школьник или родитель, — достаточно открыть демонстрационные варианты, выложенные в общий доступ на www.ege.edu.ru.

Ради интереса я открыла задания по любимой в школьные годы литературе, и... нужно признать, тест мне даже понравился! Правда, некоторые задания из группы “B” — “повышенного уровня” — пугают своей элементарностью (“Как называется описание зимнего утра в художественном произведении?” — “Пейзаж”), зато задания высокой сложности типа “С” по формулировкам напоминают темы “старомодных” сочинений и предоставляют простор для демонстрации своих знаний. Например, “необычность звучания темы любви в поэме В.В. Маяковского “Облако в штанах” предлагается описать не менее чем двумя сотнями слов, “привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы”. Критерии оценки приводятся здесь же. В общем — пробуй, готовься, решай, отвечай!

Валентина ПЕРЕВЕДЕНЦЕВА
Рейтинг статьи: (голосов 6)

Оцените статью: 5 4 3 2 1

Текст прочитан 9546 раз.


МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ
Выразить мнение
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:

Введите цифровой код безопасности (Обновить код)
Дорогие читатели, огромная просьба - соблюдайте чистоту и порядок в общении друг с другом!
Статистика
Яндекс цитирования NN counter top100 Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Архив №1
с 7 ноября 2005
Архив №2
ЛогинПароль

Вход


© 1997 — 2011 ООО "Издательство "Биржа"

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна.