№ 11
25.03.2009

Наши издания
Наши Партнеры
 
в № 11 от 25.03.2009
Выскажите свое мнение! Версия для печати Информация об авторе

ЕГЭ по иностранному: хватит зубрить, пора отрабатывать технику

Специально для тех, кому в ближайшем будущем предстоит сдавать единый госэкзамен по английскому языку, мы собрали в начале марта Клуб подписчиков "Биржи плюс карьера". Как подготовиться к этому выпускному испытанию и выдержать его с честью, рассказала Белла ГРИБКОВА - директор языковой школы "Мастеркласс" и известный в Нижнем преподаватель английского.


— Я давно мечтала о введении в России экзамена по иностранному языку, подобному ЕГЭ, — сразу удивила ребят Белла Павловна, ведь все привыкли, что о ЕГЭ говорят либо плохо, либо ничего. — Мечтала, потому что в мире уже давно с успехом “замеряют” умение владеть языком и делают это объективно, вне зависимости от того, где вы его учили и для каких целей вам необходим результат. А у нас до сих пор было два экзамена по одному и тому же предмету, но по разным поводам: выпускной экзамен принимал тот, у кого вы учились, и тогда непонятно, зачем особенно беспокоиться. А чтобы успешно сдать вступительные экзамены, нужно было пройти совершенно отдельный курс подготовки, так как требования вуза подчас не имели ничего общего со школьным курсом — как по уровню, так и по типам заданий. Все эти проблемы и был призван решить ЕГЭ по английскому языку, тем более что при его разработке за основу были взяты уже прекрасно зарекомендовавшие себя знаменитые Кембриджские экзамены FCE (First Certificate in English) и PET (Preliminary English Test). Конечно, в реальности, как всегда, получилось немного по-другому, и кое-где сходство не так очевидно. И все-таки тем, кто знает, что такое международные Кембриджские экзамены, наш ЕГЭ скорее нравится. Более того, им даже доставляет удовольствие его сдавать!

Ориентир на прошлый год

— Этот экзамен называется “единым” не потому, что он един для всей страны, а прежде всего потому, что он един для школы и вуза, — подчеркнула Белла Павловна. — Поэтому естественно, что сейчас он больше воспринимается как вступительный и вызывает много волнений. Дело осложняется тем, что никто не знает, сколько баллов достаточно набрать для того, чтобы поступить: проходной балл определится только после того, как вузы получат от своих абитуриентов свидетельства с результатами ЕГЭ. Но давайте вспомним, как сдали ЕГЭ по английскому в 2007/2008-м — это дает хотя бы примерные ориентиры.

Белла Павловна напомнила нашим читателям: в прошлом году средний балл по стране был около 65 (твердая “четверка”!), при этом из шестнадцати тысяч сдающих лишь 6,1% “завалили” экзамен. Чтобы получить “три” (базовый уровень), достаточно было набрать 31—58 баллов, это сделали 26,7% выпускников. 49,3% сдали экзамен на “4” (высокий уровень), а 17,9% выпускников получили “отлично” (повышенный уровень), хотя максимально возможный результат (100 баллов) не показал ни один из участников.

— С каждым годом показатели улучшаются, — подчеркнула Белла Грибкова. — Сказывается опыт и психологическая адаптация. Кроме того, в этом году баллы не будут переводить в оценки, так как наряду с аттестатом выпускники школ получат свидетельства с указанием набранных по ЕГЭ баллов.

Эксперт подчеркнула, что у большинства изучающих иностранных язык речевая деятельность развивается неравномерно: читаем мы, например, обычно лучше, чем пишем. И все-таки нужно постараться набрать максимально возможное количество баллов за каждый из разделов, вооружившись соответствующими экзаменационными стратегиями и сосредоточившись в оставшееся время на том, что еще недостаточно хорошо получается.

Разговора не будет

— Знаете ли вы, сколько частей у ЕГЭ по английскому? — строго спросила Белла Павловна у пришедших на нашу встречу десяти- и одиннадцатиклассников школ № 3, 139, 185 и лицея № 38. Ребята заколебались, и неслучайно: первоначально в экзамене было пять частей, но совсем недавно последнюю — говорение — отменили.
— Потерянной части жаль по двум причинам, — говорит Белла Грибкова. — Во-первых, ребята лишаются дополнительной возможности показать то, что они обычно неплохо умеют, так ведь? — наши школьники согласно кивают головами. — Кроме того, весь “дизайн” и механизм оценки этого экзамена был рассчитан на пять частей. Что же теперь, оставить максимальной оценкой 80 баллов? Нет, ее механически с помощью коэффициента доведут до ста, но это уже не тот вымеренный и просчитанный вариант, что предполагался вначале.

Аудирование “на сухую”

— Экзамен длится 160 минут — это все знают. Но когда вы приступаете к его выполнению, важно также учитывать порядок следования частей — подчеркнула Белла Павловна. — Первым номером идет аудирование, на которое отводится полчаса — это одна из самых коротких, но сложных частей. Кстати, в Кембриджских экзаменах первым всегда идет то, что удобнее для восприятия, например чтение. На втором месте — письмо: ты уже разогрелся, но еще не устал. Третьим номером — лексика и грамматика, и только потом аудирование. В российском ЕГЭ иной порядок связан с техническими вопросами: нужно быстрее “разобраться” с магнитофонами и отставить их в сторону. Поэтому экзамен начинается сразу с довольно сложного для многих раздела, без “разогрева”, и к восприятию пяти заданий аудирования нужно быть готовым заранее.

Три “подводных камня” чтения

— На выполнение заданий раздела “чтение” также дается полчаса. И хотя обычно чтение дается легко, технически это одна из самых трудных частей экзамена. Бланк ответов, который необходимо заполнить по каждому из трех текстов, создан больше для удобства тех, кто проверяет: задания базового и повышенного уровня находятся в разных местах, поэтому научиться заполнять этот листок лучше заранее, доведя этот процесс до автоматизма — так, чтобы отвлечение на эту формальность занимало у вас 1—2 минуты.

Наши гости попросили Беллу Павловну дать конкретные советы по каждой группе заданий:
  • Matching — “установление соответствия”. Главный секрет здесь такой: последовательное прочтение текста не позволит сделать matching быстро. Выполнение этого задания похоже на складывание мозаики: сначала вы охватываете взглядом всю картинку, а потом уже подбираете соответствующие пазлы. Поэтому первое чтение — просмотровое, чтобы уловить основное содержание. На это уходит минута, но вы уже ориентируетесь в тексте. Потом начинаете делать “сканирование” текста и даете ответы. И в конце — снова быстрое чтение, которое я называю bird’s-eye view — “вид с высоты птичьего полета”. Оно позволит увидеть грубые ошибки. Три мелких чтения лучше, чем одно крупное.

  • Multiple choice — “множественный выбор”: как не запутаться в предложенных вариантах ответов? Основная “фишка” при выполнении этого задания — не смотреть на них до поры—до времени. Закрываете их ладошкой, читаете вопрос — быстро просматриваете текст и находите фрагмент с ответом, а уже потом открываете варианты и сразу отмечаете верный.

  • Задание “True/False” проверяет детальное понимание текста, и здесь помогает техника подчеркивания: во время чтения выделяйте ключевые слова в тексте и в предложениях.
В отношении лексико-грамматической части (40 минут на выполнение) основной совет такой: не превращайте задания с пропусками в отдельные предложения (это до сих пор — один из главных недостатков всех “самодельных” тестов). Их нужно рассматривать в рамках всего текста, взаимодействуя с ним. Это и есть коммуникация: точно так же, как и в реальной жизни, понимание во многом зависит от контекста. И еще: помните, что лучше ошибиться, чем не дать ответа вообще.

Убедить и победить

На письменное задание ЕГЭ дается целый час, но это и самый сложный раздел экзамена.

— Нужно знать формат задания (например письма), — подчеркивает Белла Павловна. — Как начать и как окончить его — вот что поможет “вытянуть” всю работу. Но самое главное, что грамматика и лексика в письме играют далеко не главную роль. Самое важное — это успешность выполнения коммуникативной задачи. Если в эссе дано задание убедить собеседника в чем-то, то лучше дать две-три обоснованные идеи, чем десять необоснованных, иначе задание при идеальной грамматике и хорошей лексике может быть оценено на очень низкий балл.

Очень важно уложиться в заданный объем письменного текста: если он превышен, то проверяющий имеет право не рассматривать ту часть работы, которая выходит за указанные рамки — баллов от этого точно не прибавится.

— Просите учителей уже сейчас оценивать ваши письменные работы по критериям ЕГЭ, — посоветовала ребятам эксперт. — Пусть ставят оценки по пятибалльной системе, но отдельно по каждому параметру: 1) выполнение коммуникативной задачи (содержание, развитие основной мысли); 2) организация текста (параграфирование, наличие слов-линкеров, например that’s why...); 3) лексика; 4) грамматика; 5) правописание. Тогда вы поймете, из чего складывается ваша общая оценка, на что обратить особое внимание.

Пришло время спринтеров

Знания о том, из чего состоят задания и сколько времени дается на выполнение каждого из них, нужны прежде всего для психологической готовности.

— Вы сейчас спортсмены, которые вышли на спринтерскую дистанцию, — подвела итог Белла Павловна. — Стайерская дорожка закончилась — десять лет учебы подошли к концу. Сейчас нужно показать все, на что вы способны, и на счету каждая минута. Может быть, вам пригодится поговорка, в которую я очень верю: It’s not what you have. It’s what you do with it — Дело не в том, что у тебя есть, а в том, что ты с этим делаешь. Поймите, что ЕГЭ проверяет не то, что вы знаете о языке, а то, как вы умеете им пользоваться. Поэтому сейчас, скорее всего, уже не нужно читать правила, зубрить разницу между Present Perfect и Past Simple и набирать словарный запас — нужно отрабатывать экзаменационные стратегии и техники, доводя их до автоматизма.

Всем присутствовавшим на нашей встрече директор “Мастеркласса” сделала шикарный подарок — пригласила в свою языковую школу бесплатно пройти репетицию ЕГЭ по английскому, полностью воссоздав всю атмосферу этого важного экзамена. А тем нашим читателям, кто — увы! — не попал на встречу, но у кого есть вопросы по экзамену или стратегиям, пообещала: в школу всегда можно обратиться лично или через интернет за бесплатной консультацией.

Подготовила Валентина ПЕРЕВЕДЕНЦЕВА
Рейтинг статьи: (голосов 5)

Оцените статью: 5 4 3 2 1

Текст прочитан 7931 раз.


МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ
Выразить мнение
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:

Введите цифровой код безопасности (Обновить код)
Дорогие читатели, огромная просьба - соблюдайте чистоту и порядок в общении друг с другом!
Статистика
Яндекс цитирования NN counter top100 Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Архив №1
с 7 ноября 2005
Архив №2
ЛогинПароль

Вход


© 1997 — 2011 ООО "Издательство "Биржа"

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна.