№ 19
20.05.2009

Наши издания
Наши Партнеры
 
в № 19 от 20.05.2009
Выскажите свое мнение! Версия для печати Информация об авторе

В руках - поднос, на лице - улыбка

Теплая погода каждый год приносит городу новые вакансии. Вот и сейчас, не успели нижегородцы расстаться с куртками и свитерами, как кафе и рестораны уже вынесли столы, стулья и "зонтики" на улицы, повесив на дверях объявление: "Требуются официанты".


Неплохая подработка для студентов, ведь и до каникул осталось всего-ничего! И профессия вроде бы непыльная — знай улыбайся да собирай чаевые. Так ли это на самом деле?

На первый взгляд кажется: нет ничего трудного в том, чтобы рассадить гостей, принести полные подносы, получить чаевые и после пиршества убрать за гостями. Но для того чтобы делать это правильно, быстро и красиво, официанту нужно немало знать и уметь. 14 мая в Приокском районе прошел финал конкурса “Официант-2009” — десять официантов соревновались на звание лучшего в своей профессии. Перед этим в течение месяца в районе проходил первый этап соревнования — “Тайный гость”, когда организаторы (члены районной администрации и руководители организаций общепита) инкогнито посещали заявившиие о себе на конкурс кафе и рестораны, делали заказ и оценивали уровень обслуживания по утвержденным критериям. Результаты таких “разведок” повлияли на результаты всего конкурса, а на финале официантам предстояло еще и сдать экзамен на знание теории, продемонстрировать искусство сервировки стола и обслуживания клиентов. И сколько, оказывается, тут нюансов!

Кушать подано! Но как?

За рубежом нередко можно встретить официантов вполне зрелого возраста. В России же человек старше 35 лет, принимающий заказ в ресторане, скорее будет считаться неудачником, чем состоявшимся асом своего дела. Почему пиетет к этой профессии на Западе гораздо выше, объяснить сложно, но факт остается фактом: нижегородские гарсоны, которые 14 мая собрались посоревноваться друг с другом, тоже были сплошь студенческого возраста. Восемь девушек и двое парней, одетые в униформы своих заведений, с номерками на груди, застыли у столов в ожидании, пока рассядутся их “учебные гости” — тренироваться официантам пришлось на руководителях друг друга. Приняты заказы, и конкурсанты спешат на кухню. Обслуживание только началось, а судьи уже считают ошибки:

— Практически все участники перед началом выполнили полную сервировку стола, но после заказа не убрали ни лишнее стекло, ни лишние приборы, — журит их Алла Яковлева, преподаватель курсов “Ресторанное дело”, “Метрдотель” и “Бар” учебного центра “Алекс Класс”, которая не раз оценивала подобные соревнования городского уровня. — Никто не предложил аперитивные напитки — морс, квас, сок или что-то покрепче, сухое вино, например. А ведь за ними посетитель мог бы не торопясь ознакомиться с меню! Некоторые не проговорили вслух заказанные блюда — это обязательный элемент общения с клиентом, который позволяет уточнить, все ли официант правильно понял.

Не забыть улыбнуться, спросить, в какое время принести вино, уточнить, что желаннее клиенту — сильно- или слабогазированная вода, предложить дижестивные напитки (это те, что после еды — например, ликер к кофе), — всем этим наши официанты не всегда владеют, а ведь такие небольшие тонкости — это залог комфорта гостя и прибавка к кошельку предприятия!

Ловкость рук и “салфеточные чудеса”

После того, как все гости остались сытыми, официанты сами сели за столы, но только для того, чтобы письменно ответить на вопросы теоретической части конкурса, которые касались законодательства по защите прав потребителей. Если посетитель просит принести ему суп в подогретой посуде и подтарельнике, что это — прихоть клиента или стандарт обслуживания? Оказывается, это — закон, и капризы тут ни при чем!

А следующее испытание проверяет навык, который, оказывается, тоже входит в стандарт профессии: умение красиво, минимум тремя разными способами, сложить салфетку. На столах вырастают лотосы и лебеди, башни и египетские пирамиды. Безоговорочную победу в этом испытании одержала Юлия Дресвянина, официант кафе “Женева”, которая предложила три тематических варианта: голубой бант на блюде — для дамской вечеринки; белое “перо”, выглядывающее из серебряного бокала, — для официальной встречи; бутон живой розы, “запеленутый” в салфетку с розовыми оборками — для праздника в честь новорожденного.

— Самое главное в нашей профессии — это, конечно, расположить к себе клиента, а не салфетки уметь складывать, — улыбается Юля. — Но иногда такие штрихи, как красивая салфетка, как раз и помогают вызвать симпатию гостя.

Кстати, объяснить неопытному едоку, какие салфетки на столе декоративные, а какими вполне можно вытереть крошки со рта — это тоже компетенция официанта. И делать это приходится так же, как и консультировать в выборе вин или соусов!

Победа — всему заведению

По общему результату оценок “тайных гостей” и судей очного тура определились лидеры конкурса. Третье место досталось Андрею Мамедову из кафе “Березовая роща”, что в Щербинках — в своей белой сорочке и черной бабочке он был просто воплощением образа настоящего официанта. Второе место ушло в кафе “Ложки” на проспекте Гагарина (от “Ложек” выступала Елена Арбузова). А победительницей безоговорочно была признана самая улыбчивая участница — официант кафе-бара “Малина” Инна Слепова.

Впрочем, грамоты и призы получали не конкретные официанты, а заведения. Во-первых, потому что в подготовке своего представителя принимала участие целая команда. Во-вторых, “тайного гостя” мог обслуживать кто-то другой из официантского состава кафе. Ну а в-третьих, организаторы специально не хотели персонифицировать победителей — в прошлом году за лучшими конкурсантами городские общепиты устроили настоящую охоту, переманивая их друг у друга. Еще бы, ведь хороший официант — это потенциальный бригадир смены, администратор, хостес, метрдотель, сомелье или даже управляющий!

Официант: минусы и плюсы

Раздумываешь, не пойти ли на лето подработать в кафе или ресторан? Примерь профессию на себя!

Минусы:

  • работа в атмосфере постоянного шума (музыка, разговоры посетителей, шум на кухне). В заведениях, где разрешено еще и курить, пассивное курение становится профессиональным заболеванием официанта.

  • весь день на ногах, зачастую с подносом, вес которого может достигать нескольких килограммов — специалисты подсчитали, что при хорошей загрузке официант проходит в день 20—30 км.

  • аксиому “клиент всегда прав” необходимо соблюдать в любой ситуации.

  • дресс-код (хочешь или нет, но в суши-ресторане придется научиться семенить в узком кимоно!) и свод правил заведения, который обычно запрещает общение друг с другом или гостями не по делу.

  • необходимость работать особенно усердно в праздники, когда все остальные отдыхают.

Плюсы:


  • возможность устроиться без специального образования;

  • скользящий график и, следовательно, возможность сочетания работы с учебой;

  • довольно часто — бесплатное питание плюс к окладу и чаевым;

  • бесценный опыт общения с самыми разными людьми, развитие коммуникативных навыков, а вдобавок еще и знание мировой кухни, напитков и правил этикета.


Главное — найти верный подход

Инна СЛЕПОВА работает официантом уже около года, почти половину этого срока — в молодежном кафе “Малина”, которое расположено в торговом центре “Гагаринский”.

Профессию она осваивала на подготовительных курсах в другое заведение, которое долго не открывалось — за время ожидания работы девушка успела освоить ресторанный этикет и даже пресловутое бумажное “оригами”:

— “Малина” — это кафе-бар, и у нас нет предварительной сервировки стола. Конечно, это входит в стандарт профессии, но на практике я пользуюсь этими знаниями редко. Хотя за последний месяц мастерство сворачивания салфеток пригодилось мне уже дважды: на заказном банкете и сейчас!

Инна несколько раз приходила в “Малину” как гость. Признается, что ей настолько понравилось обслуживание, что она решила прийти в кафе работать. Поэтому и за номинацию “Тайный гость” не переживала — была уверена, что “ревизора” отлично мог обслужить любой официант их небольшого коллектива. В кафе на четверых — двадцать столиков и 80 посадочных мест. И хотя иногда приходится побегать, да и с учебой студентке очного отделения юрфака классического универистета работу совмещать иногда тяжеловато, все-таки улыбчивая профессия Инне нравится:

— Обычно самое трудное — это преодолеть страх заговорить с клиентом. У меня таких трудностей никогда не было, я человек коммуникабельный. Единственная техническая сложность — все время забываю, с какой стороны правильно подходить к посетителю (при прочих равных — оказывается, с левой, — прим. В.П.).

Задаю сакраментальный вопрос про чаевые и про то, как сказался кризис на их размере. Девушка сразу серьезнеет: еще бы, ведь это — 70% ее ежемесячного дохода.

— У нас размер чаевых больше связан не с кризисом, а со временем года. Люди и в сложные времена в кафе ходить будут, но сейчас, когда началась хорошая погода и все предпочитают посидеть на улице, у нас посетителей стало чуть меньше.

— А как насчет “молодежности” заведения? Не лучше ли было выбрать “взрослый” ресторан, где и чаевые побольше?


— К нам часто заходит “золотая” молодежь, для которой оставлять хорошие чаевые — это своего рода “марка”, — парирует Инна. — Кроме того, в солидных ресторанах богатых гостей бывает 5—6 за день, а у нас публика более подвижная, хорошая проходимость — за день “набегает” не меньше!

То, что чаевые — фактически основа заработка, Инне даже по душе:

— Это позволяет мне самой варьировать уровень дохода. Насколько хорошо отработал — столько и получил, — уверена победительница “Официанта-2009”.



Подготовила Валентина ПЕРЕВЕДЕНЦЕВА
Фото Анны ЯНИЛКИНОЙ

Рейтинг статьи: (голосов 6)

Оцените статью: 5 4 3 2 1

Текст прочитан 14505 раз.


МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ
Выразить мнение
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:

Введите цифровой код безопасности (Обновить код)
Дорогие читатели, огромная просьба - соблюдайте чистоту и порядок в общении друг с другом!
Статистика
Яндекс цитирования NN counter top100 Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Архив №1
с 7 ноября 2005
Архив №2
ЛогинПароль

Вход


© 1997 — 2011 ООО "Издательство "Биржа"

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна.