№ 27
15.07.2009

Наши издания
Наши Партнеры
 
в № 27 от 15.07.2009
Выскажите свое мнение! Версия для печати Информация об авторе

Сверхлегкая авиация в руках двадцатилетних

Около года назад студенты-самолетостроители технического университета (НГТУ) создали конструкторское бюро экспериментального авиастроения. Возглавил его Арсений КРЫЖАНОВ.



— Мы решили создать объединение студентов-авиастроителей, — рассказывает Арсений, — которым интересны не только учеба и получение диплома, но у которых есть энергия и на то, чтобы творить и создавать что-то новое, находить ответы на сложные вопросы, приобретать теоретические знания и в полной мере применять их на практике. У каждого из нас была масса различных идей, но подойти к их реализации, безусловно, можно, лишь объединив усилия.
Сам Арсений увлечен авиацией с детства. Наверное, с тех самых пор, когда в первый раз увидел в небе самолет. Он мечтал стать летчиком. А стал конструктором. И ни разу не пожалел об этом. Говорит, что работа конструктора многогранная, интересная, творческая и дает глубочайшее познание наук и дисциплин, связанных с авиацией, а также широкие возможности для воплощения своих идей. Прочитанные в школьные годы книги о выдающихся советских авиаконструкторах только укрепили его желание выбрать именно эту профессию. Однажды в интернете Арсений прочел о студенческих конструкторских бюро, действующих при авиационных институтах в Казани, Харькове, Самаре. Идея создания самостоятельного студенческого КБ настолько заинтересовала молодого человека, что он задумался об организации подобного объединения вместе с нижегородскими студентами, будущими однокашниками. В 2005 году Арсений Крыжанов поступил на факультет морской и авиационной техники НГТУ, а в 2009-м стал главным конструктором СКБ университета.
Молодых конструкторов СКБ почти двадцать человек. Они студенты третьего и четвертого курсов специальности “Самолето- и вертолетостроение”. Они же работники опытно-конструкторского бюро и других подразделений нижегородского авиазавода “Сокол”. Каждую неделю ребята собираются вместе для обсуждения текущих вопросов. А вопросов таких, интересной работы и планов на будущее у них много.
— Сейчас наша основная программа, — продолжает свой рассказ Арсений, — это разработка сверхлегкого двухместного самолета для народного хозяйства и частного использования. Этот аппарат будет предназначен для прогулочных полетов, патрулирования, авиахимработ, обучения в аэроклубах, использования в качестве индивидуального транспортного средства. Раньше для таких целей использовались достаточно крупные по меркам малой авиации самолеты, такие как “Ан-2”, “Як-18Т”, “Як-52”. Однако в нынешних условиях, в первую очередь в связи с возросшими ценами на топливо, эту нишу займет именно сверхлегкая авиация. Поэтому работу в этой области мы считаем достаточно перспективной. У нашего самолета есть несколько аналогов. Например, знатокам легкой авиации хорошо известны самолеты “Скай Рейнджер”, “Птенец-2”, Х-32 “Бекас”, “Аэропракт-22” и другие. У нашего проекта, помимо низкой стоимости, есть еще ряд преимуществ перед существующими аппаратами. Например, выполнение конструкции цельнометаллической. Многие подобные самолеты обшиваются тканью. А она доставляет массу сложностей.
— Вы используете цифровые технологии в своей работе?
— Да, безусловно, используем. Проектирование осуществляем в программах AutoCAD, UNIGRAPHICS, SolidWorks. Для аэродинамического моделирования осваиваем FlowVision, CosmosFloWork. Прочностные расчеты собираемся делать в системе MSC Nastran. Также мы делаем расчеты вручную, используя математические методы на основе системы MatCAD, сами пишем небольшие программы. Кстати, в нашей команде есть несколько человек, серьезно увлеченных информационными технологиями в машиностроении. В дальнейшем мы хотим создать свою небольшую систему автоматизированного проектирования.
— Сколько времени вы планируете работать над вашим самолетом?
— Работа на данном этапе, а это — проектирование, поиск оптимального решения, аэродинамические и прочностные расчеты, разработка конструкции — думаю, займет примерно год. Еще год-полтора уйдет на подготовку технологической оснастки, подбор комплектующих, изготовление деталей, сборку, отработку.
— Чем будете заниматься потом?
— На будущее есть ряд интересных задумок. Например, в области деловой авиации — создание самолета такого же класса, что и М-101Т “Гжель” — самолет производства завода “Сокол”. Но уже с применением технологий ХХI века. Однако это еще впереди, пока мы только набираем обороты. Некоторым нашим конструкторам интересны исследования в области прочности, аэродинамики, аэроупругости, перспективного проектирования и прогнозирования развития авиационной техники. Могу сказать, что и в дальнейшем мы будем придерживаться принципа, который закладываем уже сейчас: научно-инновационная деятельность и воплощение своих идей на практике, приближение теории к непосредственному производству.
— С какими трудностями в работе вы сталкиваетесь?
— В первую очередь, с материальными. Потому что создание самолета, даже самого простого, — процесс дорогостоящий. Но мы прекрасно понимаем, что и от нас самих зависит, будут ли наши разработки привлекать средства. Наша задача — подготовить настоящий, качественный проект, такой, который будет востребован.
Арсений Крыжанов — не просто молодой авиаконструктор, влюбленный в свое дело. В свои неполные двадцать он возглавил целое конструкторское бюро — коллектив пока только начинающих, но в недалеком будущем — вполне профессиональных инженеров-авиастроителей. И в свои двадцать уже знает, что значит управлять коллективом. Он глубоко убежден, что сплотить команду можно общим делом и четко поставленной общей целью. Говорит, что в работе старается быть ближе к своим товарищам и общается с ними на равных. Но и умение ставить перед своим бюро задачу для него как руководителя тоже важно.
— Начальник должен не только уметь эффективно управлять коллективом, — рассуждает Арсений, — хотя и это очень важно. Я считаю, руководитель обязан быть высочайшим специалистом в той области, в которой работает его организация, просчитывать все на несколько шагов вперед, мыслить широко, но в тоже время проникать в самую суть вопросов. Только опытный и хорошо подготовленный дирижер может виртуозно управлять оркестром, только высококлассный авиаконструктор будет наиболее качественно и эффективно руководить организацией, занимающейся авиационной техникой. И тем более такой подход, на мой взгляд, очень актуален для наукоемкого машиностроения.
Необходимо постоянно совершенствовать себя в своей профессии, — уверен он. Важно стать хорошим специалистом, тогда все остальные проблемы будут решаемы. Будущее — за инженерными профессиями, ведь уже сейчас становится очевидной необходимость создавать и производить. Задача нашего поколения — поднять престиж работы конструктора в обществе.
А пока — летняя пора в разгаре, но для студентов-авиастроителей это не время для отдыха. Сессия позади, и теперь за дело они возьмутся с двойным энтузиазмом — у них столько интересной работы, а впереди еще встречи с коллегами-студентами из других авиационных институтов.
Уже в конце нашей беседы я поинтересовалась у Арсения, что он думает о будущем авиастроения.
— Я бы сказал, — ответил он, — что авиастроение находится еще только в начале своего развития. Аэрокосмическая техника сконцентрировала в себе величайшие изобретения и открытия, и столько уже сделано в этой области! А познать и осуществить нам предстоит еще больше. Я уверен, у этой сферы человеческой деятельности перспективы огромны.

Справка

Опытное студенческое конструкторское бюро экспериментального авиастроения (ОСКБ ЭА) создано в марте 2008 года на базе факультета морской и авиационной техники (ФМиАТ) Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева.
В состав бюро входят студенты третьего и четвертого курсов специальности “Самолето- и вертолетостроение”, открытой в 2004 году в техническом университете по инициативе ОАО “Нижегородский авиастроительный завод “Сокол”. Большинство конструкторов ОСКБ учебу в НГТУ совмещают с работой на заводе “Сокол”, являясь сотрудниками опытно-конструкторского бюро, цеха общей сборки самолетов и других подразделений предприятия.
Основная задача ОСКБ — поиск новых конструкторских решений при разработке и создании авиационной техники. Главные направления работы — научно-инновационная деятельность в области авиастроения, воплощение новых идей на практике, приближение теории к производственной деятельности.



Елена БЕЛОЛИПЕЦКАЯ
Фото автора

Рейтинг статьи: (голосов 2)

Оцените статью: 5 4 3 2 1

Текст прочитан 9185 раз.


МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ
Выразить мнение
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:

Введите цифровой код безопасности (Обновить код)
Дорогие читатели, огромная просьба - соблюдайте чистоту и порядок в общении друг с другом!
Статистика
Яндекс цитирования NN counter top100 Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Архив №1
с 7 ноября 2005
Архив №2
ЛогинПароль

Вход


© 1997 — 2011 ООО "Издательство "Биржа"

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна.