№ 32
19.08.2009

Наши издания
Наши Партнеры
 
в № 32 от 19.08.2009
Выскажите свое мнение! Версия для печати Информация об авторе

Андрей БАСКАКОВ: "Аппаратура - не главное"

"Осторожно, сейчас вылетит птичка!" - эту классическую фразу, некогда повторявшуюся в салонах фотографии, знают все. Профессия фотографа, несмотря на "темную комнату", - у всех на виду. Из-за видимой легкости - "Да чего там уметь? Купил фотоаппарат и знай жми на кнопку!" - она стала общедоступной. Но осталась ли она при этом профессией?



Кто такие — люди с фотоаппаратами XXI века? Что общего у них с фотографами 70—90-х годов ХХ века? Что отличает?
Своими мыслями по этому поводу делится Андрей Иванович Баскаков — председатель Союза фотохудожников России, автор нескольких фотоальбомов и книг, участник и призер многочисленных фотовыставок и фестивалей:
— Фотография в 70-е годы, да и в 90-е — там мало что изменилось — требовала значительно больших финансовых затрат и большего времени на получение конечного результата. Понятно почему: там были пленка, печать, бумага, работа в лаборатории... С приходом цифровой техники фотография стала, с точки зрения получения результата, проще, легче. И, как следствие, фотография стала очень широко распространена. Любителей много не только сейчас, их было много и в 70-е, и в 90-е. Но тогда дистанция между профессиональным фотографом и любителем была достаточно большой. Сегодня она сократилась именно благодаря упрощению получения конечного результата. Но зато возросла в значительной степени конкуренция между фотографами.
Раньше приходилось экономить пленку, сейчас все зависит от того, какого объема у тебя флэшка. И это плохо, потому что фотограф перестает думать во время съемки: “Да какие проблемы? Сейчас нащелкаю, а потом на компьютере за час-другой не спеша отберу”. Фотографы старого поколения были более дисциплинированны и неторопливы по части нажатия на кнопку. Тогда, чтобы получить хороший кадр, прежде чем нажать на кнопку, надо было все сразу увидеть в этом кадре. Сейчас этого не требуется, увы. И поэтому что-то из фотографии уходит. В первую очередь — тот самый кадр, который человек увидел в момент съемки, его чистота.
— Есть профессии, которые считаются исключительно мужскими и исключительно женскими. На ваш взгляд, профессия фотографа — мужская или женская?
— Мы в 90-х проводили конкурсы “Фотографируют женщины”, на которых собирали исключительно авторов-женщин. Причем не только по России и СССР, но и по миру. И каждый раз, когда подводили итоги, слышали недоуменные вопросы: “Почему вы делите фотографии по половому признаку?”. Но мне все-таки казалось, что в ту пору была фотография женская и была фотография мужская. И они очень отличались.
Сейчас такой резкой границы нет, но все равно, проходя по выставке, я чаще всего могу определить, когда снимала девушка. Женские снимки отличаются поэтичностью, отчасти сентиментальностью и романтичностью.
— Андрей Иванович, насколько сегодня сложно стать профессиональным фотографом?
— Это всегда было сложно. И еще все зависит от сферы, где человек хочет работать. Если он хочет снимать свадьбы, это одна история. Если хочет работать в газете — другая, в глянцевом журнале — третья. И в каждом случае свои требования.
Кстати, свадебный фотограф — очень серьезная профессия, особенно на Западе. Любителем тут уже нельзя быть. Надо не только знать, где и в какой момент нажать на кнопку. Надо в одно мгновение увидеть состояние, свет, композицию, характер всего происходящего. И потом все грамотно собрать в целостный сюжетный альбом. Поэтому если человек думает, что он пойдет в магазин, купит себе дорогой “Кэнон” за 2—3 тысячи долларов, и все, он покорил все высоты, — это его заблуждение.
В арт-фотографии имя делают критики, или, как это сегодня называется, кураторы. Куратор находит фотографа, выбирает тот материал, который надо сегодня показать публике, напечатать, сделать каталог, опубликовать и так далее. Это крайне серьезный процесс еще и потому, что за ним стоят деньги. Потому что искусство фотографии сегодня — это не просто ремесло, но еще и бизнес. И некоторые авторы продаются за очень большие деньги. Мы же говорим о профессиональной фотографии. Она потому и называется профессиональной, что дает человеку на это жить.
Но настоящий профессионал — это не камера, не его лаборатория, не его оснащение. Это то, что у него в голове.
— А может ли сейчас любитель заработать “на кусочек хлеба с кусочком масла”?
— Конечно, может, просто это зависит от очень многих факторов. В первую очередь — насколько хорошо он научился выполнять профессионально самые разные задания. Ведь любое выполнение работы — это задание. И не важно, от кого это задание — от невесты или от редактора газеты. Он должен понять, что от него хотят получить, и максимальным образом выполнить эту задачу, чтобы человеку, который его нанял или послал на съемку (свадьбу, репортаж, корпоративный пикник), результат понравился, чтобы тот мог сказать: “Молодец, парень, ты сделал то, что мне нужно!”.
Другое дело — в искусстве, когда человек занимается арт-проектом. Зачастую у него нет заказчика, он сам придумывает для себя тему, которую хочет потом продать. Тут уже все зависит от его вкуса и, отчасти, случая.

Алена ОГОРОДНИКОВА
Рейтинг статьи: (голосов 3)

Оцените статью: 5 4 3 2 1

Текст прочитан 7453 раз.


МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ
Выразить мнение
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:

Введите цифровой код безопасности (Обновить код)
Дорогие читатели, огромная просьба - соблюдайте чистоту и порядок в общении друг с другом!
Статистика
Яндекс цитирования NN counter top100 Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Архив №1
с 7 ноября 2005
Архив №2
ЛогинПароль

Вход


© 1997 — 2011 ООО "Издательство "Биржа"

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна.