№ 9
10.03.2010

Наши издания
Наши Партнеры
 
в № 9 от 10.03.2010
Выскажите свое мнение! Версия для печати Информация об авторе

ЕГЭ глазами репетитора

Я преподаю в университете обществоведческие дисциплины и в этом году помогаю нескольким школьникам в подготовке к Единому госэкзамену. Могу поделиться с читателями своими рекомендациями.


Все выпускники, с которыми я занимаюсь, учатся в гуманитарной гимназии и показывают хорошую теоретическую подготовку. Низкие баллы на тренировочных тестах они получают, главным образом, из-за непривычной формы заданий. В школах по-прежнему делается акцент на устном ответе или письменных работах, а задания части В и С (которые включают анализ текста, составление схем, написание эссе) большинство учеников видят на экзамене впервые. По всей вероятности, учителя скоро перестроят систему контроля успеваемости старшеклассников, сделав ее более похожей на задания Единого госэкзамена. А пока этого не произошло, выпускникам можно порекомендовать получить подобный навык самостоятельно, тем более что это вполне реально. 

Для качественной теоретической подготовки рекомендуется чтение дополнительной литературы. С уверенностью могу сказать, что стандартных школьных учебников по истории и обществознанию для хорошего результата будет недостаточно. Лучше взять несложные вузовские учебники (их легко найти на многочисленных электронных библиотеках). Хорошо для этой цели подходят учебники по гуманитарным предметам для технических специальностей. Там нет излишнего углубления в детали, а кроме того, часть информации представлена в виде схем и таблиц. Это помогает структурировать информацию (у многих учеников с этим проблема), а кроме того, является хорошей подсказкой к заданиям В и С, часть которых предполагает построение или анализ схем и графиков. Так, для изучения раздела “Политика” хорошо подходит пособие “Политология в логических схемах и понятиях” (автор А.В.Миронов), где курс политологии представлен в виде набора таблиц, схем и графиков. Некоторые из моих учеников просто распечатывают схемы из этого учебника и развешивают по стенам квартиры, делая процесс запоминания информации легким и незаметным.

Но одной теоретической подготовки для успешной сдачи экзамена недостаточно. Надо не только знать, но и уметь выполнять специфические экзаменационные задания. И тут главную помощь окажут типовые задания ЕГЭ, в изобилии представленные в сети и книжных магазинах. Самый надежный вариант — взять материалы с официального сайта ФИПИ (http://www1.ege.edu.ru/), где выложены демонстрационные варианты тестов прошлых лет. Там же можно пройти пробное тестирование в режиме он-лайн.

Вооружившись учебниками и образцами тестов, можно приступать к подготовке. Можно взять себе за правило ежедневно прорабатывать целиком один тест, обязательно сверяя собственные варианты с предлагаемыми ответами. Ученик после детальной проработки пяти-шести вариантов вполне уверенно дает ответы, примерно совпадающие с данными в образце (“Я уже чувствую, что именно здесь надо писать”, — говорят ученики.). Возможна другая стратегия, когда из всех вариантов выбираются вопросы и задания по одной теме или историческому периоду, чтобы их досконально проработать.

Недавно ко мне на консультацию пришел молодой человек, использовавший подобную методику при самостоятельной подготовке. Я предложила ему демонстрационный тест, который он с легкостью выполнил на “отлично”. При этом уровень его теоретической подготовки не сильно отличался от уровня других выпускников-гуманитариев. Просто юноша “набил руку” в выполнении специфических тестовых заданий, с ходу видел ловушки и “подводные камни”, знал, в какой форме даются развернутые ответы. Техника проработки демонстрационных заданий полезна еще и тем, что многие тестовые задания повторяются из года в год, так что есть шанс встретиться с похожими вопросами на экзамене.

Еще одна рекомендация, которую я даю своим ученикам — за несколько недель до экзамена регулярно смотреть по телевизору новости и общественно-политические передачи (это особенно актуально для сдающих ЕГЭ по обществознанию). Многие теоретические положения необходимо подкреплять примерами, а личного опыта учеников, как правило, бывает недостаточно.

Хорошую помощь также может оказать общение на форумах, посвященных ЕГЭ (например, http://forum.postupim.ru/), где можно обсудить конкретные вопросы тестов, пообщаться с людьми, уже сдавшими экзамен, а также получить консультацию преподавателей. Также, пользуясь случаем, приглашаю выпускников и всех, интересующихся темой, в свой клуб Вконтакте, посвященный сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию: http://vkontakte.ru/club149550. Здесь обсуждаются сложные и “коварные” вопросы, идет обмен мнениями, а также есть возможность получить бесплатную индивидуальную консультацию.

Полезные ресурсы, посвященные ЕГЭ:

  • www.ctege.ru. Ресурс, посвященный ЕГЭ и централизованному тестированию (ЦТ). Можно скачать демонстрационные варианты, учебники для подготовки. Есть wiki-словарь терминов ЕГЭ.
  • www.alleng.ru. Образовательный портал, много полезной информации по всем предметам, в том числе по ЕГЭ.

Татьяна ТИТЕЕВА
"Биржа плюс Карьера" № 9 от 10 марта 2010 года
Рейтинг статьи: (голосов 10)

Оцените статью: 5 4 3 2 1

Текст прочитан 7516 раз.


МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ
Выразить мнение
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:

Введите цифровой код безопасности (Обновить код)
Дорогие читатели, огромная просьба - соблюдайте чистоту и порядок в общении друг с другом!
Статистика
Яндекс цитирования NN counter top100 Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Архив №1
с 7 ноября 2005
Архив №2
ЛогинПароль

Вход


© 1997 — 2011 ООО "Издательство "Биржа"

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна.