№ 10
17.03.2010

Наши издания
Наши Партнеры
 
в № 10 от 17.03.2010
Выскажите свое мнение! Версия для печати Информация об авторе

Не так страшен бакалавр, как его малюют

С 2011 года вузы больше не будут осуществлять подготовку специалистов и перейдут на двухуровневую систему подготовки - бакалавр-магистр. Обучение по этой системе ведется в нижегородских вузах уже несколько лет. Многие студенты знают, что главное различие между бакалавром, специалистом и магистром - в продолжительности обучения (4 года, 5 и 6 лет соответственно). Но до сих пор у них возникают вопросы: какие преимущества дают лишние годы учебы, не сочтут ли бакалавра "недоучкой" будущие работодатели?


Плюсы и минусы системы для тех, кому приходится делать выбор, постарался объяснить заместитель министра образования Нижегородской области
Николай БАБАНОВ:

— Чем вызван повсеместный переход на систему “бакалавр + магистр”?


— Переход законодательно оформлен и осуществляется в свете обязательств, которые на себя принимает Россия после вхождения в Болонский процесс (см. справку). Речь идет об унификации подготовки специалистов по программам высшего профессионального образования. Цели прозрачны и прагматичны: сформировать открытый рынок труда, на котором дипломы специалистов из разных стран были бы равнозначны. А значит, надо повсеместно вводить единую систему обучения. Подходящим было признано сочетание бакалавриата (четыре года обучения) и магистратуры (плюс еще два года). После окончания каждой ступени студент получает диплом.

Получается, что бакалавр — это “магистр-недоучка”?

— На первой ступени системы, в бакалавриате, человек приобретает “общие” знания (в связи с этим проводится и укрупнение сотен имеющихся специальностей нескольких десятков направлений подготовки). Их, тем не менее, достаточно для начала профессиональной деятельности. В магистратуре — причем как того же направления, так и совершенно другого! — происходит углубление знаний и навыков, специализация.

Уверен, что работодатели будут интересоваться скорее опытом работы соискателя, а не его дипломом, поэтому скоро бакалавров перестанут воспринимать как “недоделанных специалистов”, а степень магистра будет означать дополнительные перспективы для карьерного роста.

Каковы же преимущества этой системы?

— Иногда человек после нескольких лет учебы понимает, что находится “не совсем на своем месте”, и двухуровневая система позволяет ему разрабатывать индивидуальные траектории обучения. Например, во-первых, бакалавр-финансист может окончить магистратуру по журналистике (и наоборот): получится журналист, отлично разбирающийся в финансовой тематике.

Во-вторых, магистратура дает шанс не просто поменять специальность, но сделать это на бюджетной основе. Число бюджетных мест в магистратуре вузов постоянно увеличивается.

В-третьих, многие студенты уже на старших курсах оказываются готовы к профессиональной деятельности. Для них бакалавриат может стать отличным решением: учеба не помешает работе, а на руках будет полноценный диплом о высшем образовании. А образование можно продолжить даже спустя несколько лет — надо лишь сдать экзамены.

Есть ли очевидные минусы у бакалавриата и магистратуры?

— Пока остается вопрос: как привязать к этой системе, например, врачей, которые сейчас обязаны учиться не менее шести лет. Понятно, что ко врачу-бакалавру никто из нас попасть не захочет. Как вписать в нее творческие специальности, например, студентов-дирижеров, тоже неясно... Вообще, страны — участницы Болонского соглашения не всегда имеют единое мнение по многим вопросам. У руководства нашей страны еще есть время на решение проблем и разработку новых образовательных стандартов.


Комментируют руководители вузов

Проректор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Владимир ШВЕЦОВ:


— Мы готовим бакалавров уже несколько лет, и некоторые направления пользуются большим спросом. Это направление “Информационные технологии”, которое в прошлом году благодаря высокому конкурсу “закрылось” в первую “волну”. Его выпускники-бакалавры без работы не остаются. В ННГУ многие студенты после бакалавриата пользуются правом смены специальности и получают два разных диплома, которые расширяют их возможности к трудоустройству.






Первый проректор Нижегородского государственного технического университета
Евгений ИВАШКИН:

— До сих пор в сознании студентов доминирует стереотип: магистры занимаются наукой, учиться в магистратуре сложнее, а дальше — прямая дорога в аспирантуру. Поэтому абитуриенты не идут в бакалавриат, опасаясь завалить экзамены в магистратуру и остаться с некотирующимся дипломом. Это неверно. Стать магистром проще, чем многие думают, бюджетных мест достаточно для всех и бояться экзаменов не нужно. А то, что пока работодатели не очень охотно принимают бакалавров, — данность, и виноваты в этом уж точно не выпускники. Со временем ситуация выровняется.





Заместитель директора нижегородского филиала Высшей школы экономики
Андрей МАКСИМОВ:

— Опасения, связанные со словом “бакалавр”, на мой взгляд, вызваны лишь тем, что оно пока для нас непривычно. Для Вышки система “4+2" не нова: в последнее время набор идет только на направления подготовки, сохраняется лишь специальность ”Юриспруденция". Считаю, что абитуриентам этого года стоит ориентироваться на бакалавриат, имея в виду перспективу перехода на другую специальность магистратуры: это дает возможность работать “на стыке” профессий, такие специалисты оказываются более успешными. Подтверждение тому — тот факт, что до 50% поступающих в магистратуру НФ ГУ—ВШЭ — выпускники других вузов. А через пару лет в нашем вузе количество магистерских бюджетных мест будет доведено до уровня бакалаврских.


Справка
Болонский процесс — движение, цель которого заключается в создании единого образовательного пространства стран Европы. Болонская декларация, положившая ему начало, подписана в 1999 году министрами образования 29 европейских государств. В настоящее время стран-участниц процесса 40. Россия присоединилась к движению в сентябре 2003 года.
Основные принципы Болонского процесса: во-первых, системы образования, прежде всего высшего, должны стать прозрачными, максимально сравнимыми. Для этого предполагается введение однотипных образовательных циклов (бакалавриат + магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций и т. д. Во-вторых, Болонский процесс должен помочь системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров, — за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала; сотрудничества между вузами. www.bologna.spbu.ru


Материалы подготовила Анастасия СЕМИНА
Фото Вячеслава СЕННИКОВА и из архива
"Биржа плюс Карьера" № 10 от 17 марта 2010 года
Рейтинг статьи: (голосов 8)

Оцените статью: 5 4 3 2 1

Текст прочитан 8145 раз.


МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ
Выразить мнение
Имя*:
E-mail:
Комментарий*:

Введите цифровой код безопасности (Обновить код)
Дорогие читатели, огромная просьба - соблюдайте чистоту и порядок в общении друг с другом!
Статистика
Яндекс цитирования NN counter top100 Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Архив №1
с 7 ноября 2005
Архив №2
ЛогинПароль

Вход


© 1997 — 2011 ООО "Издательство "Биржа"

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна.